Какое значение имел альбом в XVIII–XX веках?

Реклама

Всем знакомо слово «альбом». Как только мы его произносим, в памяти сразу всплывает фотоальбом, который лежит дома на нашем журнальном столике. На самом деле речь сейчас пойдет не о нем, а о том альбоме, который стал прообразом современного.

Давайте вспомним барышень, которые когда-то вели дневники, в кои складывали засушенные цветочки, записывали интересные стихи, пламенные речи и признания в любви, где оставляли автографы и рисунки. Эти дневники иначе назывались альбомами.

Реклама

Альбом как жизнь, противоречий смесь,
Смесь доброго, худого пустословья:
Здесь дружбы дань, тут светского условья,
Тут жар любви, там умничанья спесь.
Изящное в нем наряду с ничтожным,
Ум с глупостью иль истинное с ложным
Идей и чувств пестреет маскарад…

(П. А. Вяземский)

Традиция их ведения пришла в Россию из Германии через французскую культуру. Вначале их вели только женщины, а в дальнейшем к ним присоединились и мужчины. Альбом был неким собранием разнородных записей, которые либо принадлежали самим владельцам, либо были им адресованы.

Такой литературно-бытовой альбом рассматривается как историко-культурное явление русской жизни XVIII—XX вв.еков. Почему литературно-бытовой? Все дело в том, что в нем записывались стихи, в которых отражались события, происходившие в повседневной жизни. Это были стихи, которые носили личностный характер и имели двоякий смысл, непонятный непосвященным.

Реклама

До нашего времени таких альбомов сохранилось совсем немного, но даже и те, что сохранились, находятся либо в частных коллекциях, либо в закрытых архивах, которые недоступны широкому кругу читателей. Эти альбомы, в первую очередь, являются свидетельствами культурной жизни той эпохи. Ю. М. Лотман, говоря об альбоме конца XVIII — начала XIX века, сравнивает его с альманахом или рукописной книгой. Но в XX веке рукописный альбом исчез и на его месте появился фотографический.

Возвращаясь к веку XIX, стоит отметить, что в этот период альбом из низовой семейной культуры «вырос» и превратился в достояние великосветской моды, увлечение им стало всеобщим. В зависимости от интересов владельца, альбомы разделялись на:

Реклама

1) альбомы тщеславия;
2) альбомы артистов;
3) альбомы литераторов;
4) альбомы женщин;
5) альбомы девиц;
6) альбомы мужей;
7) альбомы ученические и т. д.

Об этих «рукописных книгах» писали много. Так, Е. А. Баратынский в одном из своих стихотворений говорит о том, что альбом необходимо вести всем девушкам, чтобы не забыть имена всех своих поклонников. В другом стихотворении он называет альбом кладезем воспоминаний, так как в старости или на чужбине очень приятно полистать его страницы и вспомнить былые времена, друзей, возлюбленных. В последнем своем стихотворении Баратынский сравнивает альбом с кладбищем — ведь пестрые его листы являются некими памятниками прошлой жизни. Нужно сказать, что многие желали оставить о себе память на страницах этих рукописных книг.

Реклама

В. А. Жуковский в своем стихотворении, посвященном альбому, восхваляет его и благодарит создателя: «Тот истинный мудрец, кто выдумал альбом!» А. С. Пушкин в своем стихотворении «И. В. Сленину», наоборот, пишет не очень приятные слова:

Я не люблю альбомов модных,
Их ослепительная смесь
Аспазий наших благородных
Провозглашает только спесь.

Пушкин предпочитал оставлять записи только в дружеских альбомах, он сравнивал их с «приятным домом» для пишущих. А альбомы светских дам или сельских барышень высмеивает, так как считает одни слишком вычурными, а другие безвкусными.

В начале XX века об альбомах упоминается в стихах В. Я. Брюсова и М. И. Цветаевой (Цветаева назвала свою первую книгу «Вечерний альбом»). В этот период альбомная культура претерпела очень серьезные изменения — ведь изменился образовательный уровень их владельцев, художественный вкус и, конечно же, культурный быт.

Подводя итог, стоит подчеркнуть, что альбом хоть и отражал обстановку конкретного времени, в первую очередь, был все-таки личным дневником. В нем хранились воспоминания конкретного человека, поэтому многие записи несли тайный смысл, который был понятен лишь их владельцу.

Реклама