Музыкальная формаРеклама
Для полного понимания, что происходит с темой во время исполнения, необходимо познакомиться с музыкальной формой.
Чаще всего джазовое исполнение с точки зрения теории является вариационной формой. Она характерна и для народной музыки, и для классики. В варианте, применяемом в джазе, она предполагает сохранение гармонии.
В отношении мелодии может быть принято несколько разных вариантов. Чаще всего это обыгрывание аккордов. В ранних формах джаза оно производилось простым перебором нот аккордов в различных комбинациях. Сегодня существуют разные принципы перевода аккорда в мелодию. В каждом стиле могут быть свои особенности.
Существует также своеобразное соревнование исполнителей. Один исполнитель начинает музыкальную фразу, другой ее заканчивает. Потом они меняются ролями.
Композиторский джаз может представлять собой какую угодно форму, вплоть до такой крупной, как опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвина. Из этой оперы многие исполнители берут отдельные темы для своих выступлений.
Соло
После изложения темы исполнители по очереди начинают солировать. Такие соло могут быть или чисто импровизационными, или хорошо подготовленными. В любом случае мелодия соло строится по принципам принятого стиля исполнения. В каждом соло полностью сохраняется количество тактов и аккордов темы.
Часто при построении соло используются общепринятые мелодические ходы. Таких ходов существует огромное количество. Композиторы называют все их многообразие языком джаза (а вернее его «словами», так как в язык входит еще и гармония). Изучать их надо, слушая соло великих исполнителей.
Кроме общепринятых, хороший исполнитель придумывает и свои новые «слова». Они вполне могут потом войти в «словарь» джаза. Он, собственно, так и формировался.
В старых формах традиционного джаза существовала групповая импровизация, когда каждый исполнитель в группе обыгрывал аккорды по-своему.
В некоторых случаях мелодический ход в соло может оказаться целой фразой, взятой из какого-либо стандарта. Это называется цитатой. При хорошем знании тем такие цитаты узнаются легко и быстро.
В наиболее редком случае соло исполнителя может представлять собой результат так называемой тематической работы. Это вариационное развитие самой темы. При этом тема может дробиться на отрезки и изменяться по определенным законам, родственным классической музыке. Может происходить смещение отрезков темы на другие позиции, растяжение во времени и прочее.
Иногда в такую тему незаметно вплетается совершенно другая. И это уже не цитата. Это развитие темы. Вплетение такой темы может иметь целью породить у слушателя какие-либо ассоциации, а не просто воздействовать на его эмоции. Вплетаемая тема может быть очень далекой от джаза. Это может быть народная песня или тема из Моцарта. Все зависит от вкуса исполнителя.
Заключение
Из всего вышесказанного понятно, что основным в понимании джаза является знание исполняемых тем. Но не последнюю роль играет и знание «языка» джаза, его мелодических ходов и последовательностей аккордов.
И конечно же, общая музыкальная культура. Немного Моцарта, Чайковского, Дебюсси, Стравинского. Больше читать о любимых авторах и исполнителях. Уметь различать голоса инструментов, различать составы исполнителей (малый, биг-бенд, симфонический оркестр).
Слушайте больше музыки, хорошей музыки!