Однако прихотливые извивы мелодических линий привлекают очень многих. Струящиеся соло порой хочется слушать и слушать. Настоящий мастер может держать в напряжении огромный зал в течение продолжительного времени. Так что мы можем услышать в джазе?
Мелодия
Мелодия джазовой темы, мелодия соло. Это главное. Их рисунок в первую очередь привлекает наше внимание. Если начать слушать джаз после тренировки только на классической музыке, то иная джазовая мелодия может показаться странной. И это нормально.
В джазе, хоть он и развивается по общепринятым музыкальным законам, принципы мелодизма немного отличаются от классических. К ним надо просто привыкнуть. Ведь главное в музыке — узнавание. Узнавание знакомой мелодии, гармонического хода (последовательности
Мелодии джаза соответствуют определенному стилю. За всю историю их было выработано много. Однако есть так называемый мейнстрим, который развивается непрерывно. В него входит много стилей, но у них всех сходный мелодизм и принципы формирования композиции.
Стилей существует огромное количество, однако между ними проходит четкая граница. Она пролегла в 40-е годы на стиле би-боп. Тогда появились современные характеристики всего нынешнего мейнстрима. Поэтому «привыкать» к мелодизму надо в соответствии с выбранным стилем.
Существующие виды
Виды джазовых композиций с точки зрения слушателя бывают нескольких типов.
- Во-первых, самый распространенный вид — исполнительский. Это интерпретация существующей темы конкретным исполнителем, в сопровождении ансамбля или сольно (чаще на фортепиано). После изложения темы каждый из музыкантов по очереди исполняет соло. Соло может носить импровизационный характер, а может быть написано заранее и просто исполнено.
- Во-вторых, композиторский. Композитор пишет новую тему. Она может сопровождаться дополнительными соло, а может существовать сама по себе. Исполнять может самостоятельно или поручать кому-то.
- В-третьих, аранжировка. Скорее это относится к исполнению музыки биг-бендом. Аранжировка для конкретного состава исполнителей делается обычно руководителем ансамбля, который по совместительству является композитором.Реклама
- Смесью второго и третьего вида является симфо-джаз. Его яркий представитель — Дж. Гершвин. Крупные джазовые композиции исполняются симфоническим оркестром.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Темы
Темы для исполнения пишутся композиторами. Существует большое число так называемых стандартов. Они написаны много лет назад, и каждый джазист должен знать пару сотен таких тем.
Тема обычно исполняется не совсем в том виде, как она была написана. Это всегда интерпретация солиста-исполнителя или аранжировщика биг-бенда. Бывает так, что узнать тему не всегда можно сразу. Тема в первом изложении (перед соло) может приближаться сразу к соло.
Темы, написанные давно, отличаются по мелодизму от принятой практики для современных соло.
Для того, чтобы хорошо ориентироваться в темах и узнавать их, необходимо много слушать хороших исполнителей полюбившегося стиля. Зная нотную грамоту, можно приобрести сборники соответствующих тем и изучать их по нотам.
Темы могут быть совсем из другой «оперы». Например, Дюк Эллингтон аранжировал «Щелкунчика» Чайковского.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Тема всегда сопровождается гармонией. Гармония — это аккорды, которые пишутся в буквенно-цифровом виде обычно рядом с нотной строкой. Но это может быть и прописанный нотами аккомпанемент. Последнее чаще относится к композиторскому джазу. Последовательности аккордов конкретной темы также надо запоминать. Иначе будет непонятно соло, следующее за темой. Конечно, желательно иметь и развивать так называемый гармонический слух (умение распознавать аккорды).
После соло всех исполнителей обычно вновь звучит тема в первоначальном изложении.
Некоторые известные музыканты после проведения первоначальной темы в финале позволяют себе играть свободную импровизацию в совершенном одиночестве. От первоначальной темы может остаться только общее настроение, а то и вообще ничего.
В первой части мы рассмотрели основные моменты, характерные для джаза. Закончим в следующей серии.