Вездесущий Геракл
Люди селились на Средиземноморском побережье издавна, но принято считать, что имя
Сложилось название из греческих слов: «моно» — один, одиноко стоящий, и «оикос» — дом, вместе — «моноикос». Фокейцы поставили здесь храм в честь Геракла, по мифам прошедшего по этим местам в ходе свершения подвигов. Возможно, этот одиноко стоящий храм и натолкнул на мысль дать такое отшельническое название здешней фактории. Владели этой землёй и финикийцы, а со II по V век н.э. здесь был римский Порт Геркулеса Монокийского
Это было время крестовых походов. Великий Фридрих I Барбаросса, Император Священной Римской Империи распространил на всё побережье от Порта Венеры (Венеции) до Монако правила Генуэзской республики, а в 1091 году его сын Генрих VI окончательно передал Монако Генуе.
Итальянский период
В 1215 году началось сооружение крепостных укреплений, уж очень удобными были небольшие бухты и между ними — возвышающаяся на 140 метров над морем монолитная скала. Кроме того, расположение относительно морских и сухопутных дорог было очень выгодным.
Генуя была одной из так называемых Итальянских Морских Республик, наряду с Венецией, Пизой и Амалфи. Образовалась в начале XI века, разбогатела и окрепла в результате Крестовых походов, завоевав множество поселений на Среднем Востоке. Генуэзцы строили корабли и торговали. Вся жизнь проходила вокруг моря: по морю доставлялись добыча и товары, море давало пищу и приносило богатство. Крепкие позиции на море и укрепления для защиты флота и города от нападений были далеко не роскошью.
Благодаря Крестовым походам, Генуэзская республика ширилась и богатела, и — раздиралась распрями изнутри. Богатые купеческие семьи хотели больше преференций, а для этого нужна была власть. Формально Генуя находилась под управлением Императора Священной Римской Империи, а епископ Генуэзский являлся президентом республики. Это уже обеспечивало два полюса власти: германских королей-крестоносцев и папы римского. На самом же деле управлялась она третьей силой — консулами, выбираемыми ежегодно народным собранием из уважаемых и знатных граждан республики. Чем больше появлялось семей, чем богаче они становились, тем меньше было возможностей для каждой отдельно взятой. Каждый чувствовал подреберьем локоть соседа.
Основатели княжеской династии
Одним из уважаемых родов в республике был и род Гримальди, многочисленный и зажиточный, недаром в своё время был в роду и консул — Гримальдо, звавшийся по имени города, выходцем из которого он был.
Семья Гримальди не желала допустить склонения маятника двухполярной власти в сторону папы и его сторонников и дальнейшего возможного захвата власти конкурирующими семьями, как это происходило в других морских республиках. Конечно, выступила она не одна, а в союзе с другими семьями. Такие союзы, альберги — прототип нынешних корпораций. Правда, отстаивали они свои коммерческие интересы с оружием в руках.
Сама история взятия крепости, память о которой запечатлена на
Монако занимало идеальное положение для борьбы с Генуей, но и овладеть им было не просто. Крепость взяли обманом. В головах защитников, очевидно, не умещалось такое вероломство: никто не мог заподозрить, что неприятель переоденется монахом-францисканцем, и беспрепятственно впустили служителя культа в ворота. Тот достал из-под одежды меч, перебил стражу и открыл ворота для своих сторонников. Звали его Франческо Гримальди Коварный. Было это в 1297 году, с тех пор и ведётся история княжения рода Гримальди.
Кстати, брак Франческо был бездетен, и после смерти его сменил двоюродный брат и пасынок Ренье I, правитель Каннский. В течение ещё почти века Монако существовало на условиях кондоминиума — территории под совместным управлением. Гримальди то управляли, то оставляли крепость. Ренье I стал французским адмиралом. Воевали они и на стороне Генуи, так Антонио Гримальди руководил флотом республики в битве против Венеции и каталонских графов.
А в 1395 году, воспользовавшись очередными разногласиями в Генуе, династия Гримальди взяла власть в микрогосударстве в свои руки полностью и окончательно. С этой поры и исчисляется существование независимого княжества. Более шести веков управляется оно одним родом, кстати, довольно многочисленным, были среди них не только принцы Монакские, но и доджи Генуи, архиепископы и послы. Однако, несмотря на древность и «общее положительное впечатление», семья была широко известна лишь в узких кругах европейского дворянства.
Остальной мир узнал о Монако после женитьбы князя Ренье III на американской актрисе Грейс Келли. История о Золушке к этой свадьбе отношения не имеет. Папа Грейс был миллионером, а сама Грейс до замужества успела получить награду Киноакадемии. Что искала и что получила Грейс в незнакомой и чопорной Европе, это другая история. Судьба принцессы до сих пор волнует романтиков во всём мире.
С 1911 года Монако — конституционная монархия, с 1993 — полноправный член ООН. А в 2003 году Международный Монетный Фонд дал Монако статус налогового рая. Правда, статус этот достался княжеству не просто так. В 1962 году президент Франции генерал де Голль подошёл по-военному к вопросу об «оптимизации налогообложения» некоторыми несознательными соотечественниками. Просто приказал отключить княжеству электричество и воду за отказ предоставлять финансовую информацию о банковских счетах граждан Франции.
Это было практически состояние войны. Недолго подумав, Его Светлость Ренье III милостиво согласился с изгнанием французов из рая. Исключительно во имя спасения страны. Но других соседей у княжества нет, и больше ничьё правительство не может поставить на колени гордых банкиров-
А знаете, почему меня заинтересовала история именно Монако? Я живу на Монтекарловской улице, а Монте Карло с 2007 года — столица княжества! Да-да, у нас тут все соседи как один — миллионеры, по крайней мере, в мечтах — точно!