Еще с давних пор верующие добровольно лишали себя удобств, удовольствий, житейского комфорта, противопоставляя всему пост, который заключался в поклонах, молитвенных бдениях, хождении по святым местам, ограничении в пищи и питии. Во все времена это считалось лучшим свидетельствованием православной веры.
Многие полагают, что в современные бедственные времена в России, когда людям месяцами не выплачивают зарплату и купить даже самые дешевые продукты становится проблемой для многих, пост — не тема для разговора. В связи с этим хочется напомнить слова Оптинских старцев:
Борьба с грехом через воздержание от пищи — вот основа поста. Именно воздержание, а не изнурение тела голодом. Существующие правила соблюдения постов строги, но не категоричны, поэтому каждый должен сам соизмерить свои силы, степень своей подготовки к посту. Те, кто желает соблюдать пост, должны изначально посоветоваться с опытным духовником, поведать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.
В свое время святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Пост — это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять».
Тем, кто раньше никогда не постился и их начинание приходится уже на зрелый возраст, стоит входить в поствование постепенно, поэтапно, начиная свое воздержание от скоромной пищи хотя бы в среду и пятницу в течение всего года. Начиная исполнять заповеди, касающиеся малого, ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое ведет к великому.
«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом и во многом» (Лк. 16, 10)
Чтобы расположение к посту стало постоянным и прочным, необходимо приучать себя к нему не торопясь, не разом, а постепенно — понемногу.
Каждый сам определяет для себя, сколько ему необходимо в сутки пищи и питья; затем понемногу стоит уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже не нужно сокращать, чтобы не подвергнуть свой организм ослаблению, изнурению — неспособности к делу.
Некоторые, не подумав, берутся совершать «подвиги» поста и начинают поститься слишком строго. Но достаточно быстро у них либо начинаются проблемы со здоровьем, либо от голода они делаются нетерпеливыми и раздражительными, у них появляется злость на всех и вся, и пост становится для них невыносимым, вследствие чего они бросают его.
«От чрезмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). — Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой».
Ранее говорилось, что, несмотря на всю строгость поста, есть послабления. Так, например, пожилые, больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. О мерах послабления необходимо посоветоваться со священником.
«Относительно поста, когда нет здоровья, — пишет святитель Феофан Затворник, — терпение болезни и благодушие во время ее заменяет пост. Поэтому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная».
Выше было сказано о посте телесном, но нужно помнить, что без поста духовного не будет спасения души. Молиться и каяться, воздерживаться от пороков и страстей, прощать обиды, воздерживаться от супружеской жизни, исключать увеселительные и зрелищные мероприятия, просмотр телевизора — вот что нужно соблюдать помимо телесного поста. Без всех этих ограничений, телесный пост становится всего лишь диетой.
«При тесном посте, — пишет святитель Василий Великий, — чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла…»