Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. (Сократ, ок. 380 до н.э.)
Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. (Гесиод, ок. 720 до н.э.)
Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. (
Папирус Присса (Prisse papyrus), написанный в III тысячелетии до нашей эры, считается одной из самых старых книг на свете. «Наша земля приходит в упадок, безнравственность и коррупция процветают, Дети перестали слушаться своих родителей, каждый хочет написать книгу. И конец света уже близок.» Папирус Присса датирован 3350 годом до н. э..
…Все эти роскошные тексты я вспоминаю, когда слышу от старичков, что нынешняя молодежь бездуховная и вообще какая-то не такая. Причем эти старички бывают намного моложе меня.
Вот и насчет поэзии. Раньше, мол, и то и это, а теперь ни то ни се и вообще ни в какие ворота, оторви да брось. А между тем, если напрячься и задать вездесущему Яндексу простое словосочетание «любимые стихи», мы получим на минуточку полмиллиона ссылок! Прикиньте масштаб? А ведь пользователи-то интернета — в подавляющем большинстве молодежь. Не буду утверждать, что все полмиллиона любят прям так Петрарку и Бродского, но даже если Асадова или Васю Пупкина — «все лучше, чем котов по чердакам вешать», как говаривала моя маменька.
Я вам что скажу. Завела я как-то лет 7 назад сайт для понравившихся мне стихов. Постепенно он разросся, приобрел то, что называется у молодежи «дезигн», и стали мне туда присылать свои опусы разные молодые люди. Было, конечно, и разное «любовь-морковь» и «ты пришла меня нашла» (я об этом отдельно напишу, когда будет настроение поглумиться), но было довольно много и вполне качественных, грамотных, талантливых и сложных стихов. Когда количество первоклассных (ну я же отбирала!) молодых поэтов на сайте достигло 250, я под этим грузом погибла и сайт забросила. К сожалению — просто не хватило времени. Уже несколько лет как забросила. Не продвигаю, нигде не рекламирую, обновлять тоже времени нет. А стихи до сих пор приходят! Пишут-с.
Более того, попутно в процессе обмена ссылками-баннерами и прочего френдования (тогда этого слова еще не было, но явление уже было) я обозрела и по мере сил почитала еще — не побоюсь этого слова — многие десятки, если не сотни поэтических сайтов. Российских и зарубежных. Среди которых также оказалось вполне достаточно очень грамотных и хороших (а местами даже замечательных) стихов, по каковым стихам было ясно, что их молодые авторы много читали и хорошо знают поэзию от Гесиода до наших дней. Как русскую, так и далеко зарубежную.
А также множество людей (опять же преимущественно молодых, потому что таких трилобитов, как я, скажу без ложной скромности, в сети не так уж много
То есть и знают они поэзию, и любят ее, и общаются, и сами ее по мере сил создают. И лирику, и юмор, и философию, и чего только не. И простые частушки, и сложные формы вроде газелей и прочих затейливых терцин, рондо и триолетов. Одних рассылок со стихами — и тех десятки. Ведь кто-то их делает, и кто-то (тысячи) их читает. И конкурсы проводятся, и кое-что из сетевой поэзии примечают уже солидные издатели и выпускают на бумаге. Я уж не говорю о литературной критике, о литфорумах, где поэты гвоздят друг друга с нездешней силой. Жизнь кипит! А сколько поэтов в ЖЖ! И перечислить не берусь — сил никаких не хватит.
Поэтические ресурсы в интернете на русском языке — это тема не для одной диссертации. Мне, отставной козы математику, тут делать нечего. Но все же хочется рассказать про одну веточку этого огромного дерева: трехстишия хокку или ХАЙКУ. Что я и сделаю в следующей статье.
А в заключение — стихи.
Цыганские тропы российских стихов —
Кибитки, составы, заставы.
Гремит в темноте, безголос, бестолков,
И мой колокольчик картавый.
Зачем из алькова далекого дня
Украла ворона-цыганка меня
Зачем повела за собою
Неверной звериной тропою?
Здесь нет никому ни кола ни двора —
Какого двора и кола им?
Тоску отворяют, как вену, с утра,
И сумерки пенятся лаем.
Густая трава, неживая вода,
И в небе ночном — золотая орда,
А утром — соленые росы
И верная смерть — безголосым.
На память от матери названой мне
Досталась вороняя память —
Я вижу корабль в узловатом бревне,
Зерно в поседевшей от зноя стерне,
Кружочек монеты на кружечном дне,
Бессонницу — в черном от полночи сне,
Смеющийся крюк вижу в каждой стене.
И взгляд мой никак не устанет.
А там, где тропа продолжается, там
Пьет кровь чернозема поэт Мандельштам
И в рамке пеньковой старинной
Заходится птица Марина.
Туда не пройти, и обратно — никак.
Мой ангел с мечом — мой смеющийся враг —
Смешал голоса. И гудит голова,
Когда из нее вынимают слова,
Как жемчуг из мертвой ракушки,
Как время из птицы-кукушки.