Конечно, в этот день поэта будут вспоминать «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус, и друг степей калмык». Вспомним и мы, но давайте как-то обойдемся без пушкинских строк. Лучше я расскажу о малоизвестных страницах жизни поэта…
В чем связь «Трех мушкетеров» и последних лет жизни Пушкина?
Когда Александр Дюма-отец поставил последнюю точку в своем романе «Три мушкетера», шел 1844-й год. Семь лет прошло с той трагической дуэли. И практически сразу после прочтения романа в далекой от Парижа России вдруг обнаружилось, что между героями Дюма и народным поэтом северной страны существует одна интересная связь. Схема действия романа и жизнь поэта в чем-то похожи.
Итак, начнем с Дюма. Если сузить «Три мушкетера» до главных действующих лиц (не считая самих Атоса, Портоса и Арамиса), то «набор» исполнителей выглядит таким образом. Главный герой — король Франции Людовик XIII. У него есть ветреная жена — королева Анна Австрийская. Далее в романе присутствует роковой мужчина — герцог Бэкингем. Роковая женщина — Миледи или леди Винтер. Есть главный кукловод — кардинал Ришелье. И, наконец, благородный защитник и поверенный в делах — сам д’Артаньян.
Теперь рассмотрим ближайшее окружение Александра Сергеевича Пушкина. В его «пьесе жизни» главный герой — непосредственно он сам. Так же присутствуют: ветреная жена (Натали), роковой мужчина (Дантес), роковая женщина (Идалия Полетика), главный кукловод (барон Геккерн-старший), и наконец, благородный защитник и поверенный в делах (Жуковский).
И тут и там сюжет развивается таким образом, что ветреная жена вносит «перчик чили» в размеренное течение жизни, связываясь со смазливым иностранцем. В обоих случаях муж пытается защищать свои права, разобравшись с «другом семьи». Можно, конечно, сослаться на то, что Идалии Полетике до Миледи, как на волах до Пекина, но не стоит забывать, что она в трагической развязке жизни Пушкина сыграла не последнюю роль.
Нельзя не заметить, что в обоих случаях дело заканчивается трагической безвременной смертью. Разве что у Дюма погибает роковой мужчина, а у Пушкина — главный герой. Но в чем-то эти сюжеты похожи.
История развивается по спирали. Не так ли?
Как Пушкин и Натали выдали замуж Екатерину Гончарову?Реклама
Меня с детства интересовал вопрос: как блестящий кавалер и волокита Жорж-Шарль Дантес женился на Екатерине Гончаровой, которую за глаза называли «чернушкой». Но как-то перебирая воспоминания князя Трубецкого, я обнаружил ответ на свой вопрос.
А дело было так. Однажды Пушкин явился домой (они жили тогда на даче) в не совсем урочное время, примерно за три четверти часа до обеда. Неслышно пробрался в комнату Натали и стал свидетелем того, как Натали ворковала с Дантесом. Ни слова не говоря, Александр Сергеевич выбегает из комнаты и устремляется на кухню. Спустя минуту-другую возвращается к супруге, смачно целует ее в губы и говорит: «Дорогая! Давай сегодня пообедаем чуточку пораньше, я уже проголодался!» И тут же выходит в коридор.
Натали извиняющее смотрит на Жоржа, мол, я не виновата, что он не пригласил тебя отобедать. Тот понимающе кивает и подставляет губы для прощального поцелуя. А когда выходит из комнаты, в коридоре сталкивается с Пушкиным. Тот подозрительно всматривается в Дантеса и потом влетает в комнату супруги.
Спустя час мальчик слуга приносит любвеобильному французу записку от мадам Пушкиной, в которой она сообщает, что по его уходу муж закатил ей жуткий скандал. И она, дабы развеять бурю, призналась, что Жорж намекнул ей, что пылает любовью к Екатерине и собирается на ней жениться.
Записка повергла Дантеса в шок. У него и в мыслях не было намерения женится на Кити. Но и подставлять любимую Натали не очень-то хотелось.
Разгадка выяснилась несколько дней спустя. Оказывается, хитрый эфиопский потомок решил устроить проверку. Отправившись в кухню, он намеренно выпачкал себе губы в саже, на что не обратили внимания ни жена, ни ее поклонник. Во время супружеского поцелуя частички сажи перекочевали на губы Натали, а потом и Дантеса. Их-то и рассмотрел ревнивый муж…
Но если хочется спокойствия, такой тест лучше не повторять…
Писал ли Пушкин стихи каждый день?
У некоторых любителей поэзии возникает иллюзия того, что Александр Сергеевич каждый день макал перо в чернила и выводил бессмертные строки. Это далеко не так. Особенно в последние полтора года жизни.
Первый острый спад произошел в сентябре 1835 года. Тогда поэт приехал поправить здоровье и выйти из хандры в любимое Михайловское. Но муза не очень-то спешила к Пушкину. Он мучался жестокой депрессией, и ничто не могло вернуть ему рабочее состояние.
Приехав в самом начале сентябре, он написал жене 25 сентября. «Вообрази, я до сих пор не написал ни строчки».
И хотя кризис продолжался что-то около месяца, в дальнейшем полное расстройство нервов вернулось к нему с новой силой. Свидетельство тому — письмо сестры поэта О. Павлищевой, которая написала своему мужу из Санкт-Петербурга: «Я не помню его в таком отвратительном состоянии духа».
Именно в это время, в начале февраля, у Пушкина одна за другой разыгрались три дуэльные истории, причем в каждой из них зачинщиком был сам поэт. Ничего подобного с ним не было со времен его бурной молодости. Этот душевный раздрай не очень-то вязался с написанием бессмертных строк.
Третий жесточайший кризис разразился у Александра Сергеевича в конце марта 1836 года. 29 марта скончалась Надежда Осиповна Ганнибал, мать поэта, и сын сам провожал гроб с телом в Святогорский монастырь. А потом, словно предчувствуя свою гибель, по словам друга поэта Плетнева, «назначил подле могилы ее и себе место, сделавши за него вклад в монастырскую казну».
С этого времени в замыслах Пушкина возникает настойчиво повторяющийся мотив «желанной смерти». Достаточно просмотреть такие его произведения, как «Полководец» или незавершенные фрагменты «Мы проводили вечер на даче», «Мария Шоннинг»…
Почему именно Лермонтов прославился своим стихотворением «Смерть поэта»?Реклама
18-летний юноша Михаил Лермонтов боготворил Пушкина, знал почти наизусть «Евгения Онегина», но в те дни, когда в Санкт-Петербурге прощались с гением русской поэзии, он не смог там побывать — сам тяжело болел.
Стихотворение он написал сразу после известия о смерти Александра Сергеевича, но опубликовать его в газетах так и не удалось, тогда действовала жесткая цензура и об этом писать было практически нельзя.
Первоначальный вариант состоял из 56 строк и заканчивался словами:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
И только потом, спустя несколько дней, отчаявшись добиться опубликования (стихотворение ходило в списках), юный поэт «ополчился» на власть и дописал 16 строчек, которые нам известны более всего:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
(и далее по тексту).
Знакомы они не были, но Лермонтов находился в дружеских отношениях с Иваном Гончаровым, братом Натали, с которым служил в одном лейб-гвардейском гусарском полку…
Стихотворение потрясло Россию. Умирая, Пушкин словно передал эстафету молодому таланту. Жаль, что Михаил Юрьевич толком так и не сумел распорядиться своим талантом — спустя четыре года тоже погиб на дуэли…