В чем суть?
Определение попсы дать довольно затруднительно. С маркетинговой стороны попса — это широко потребляемый музыкальный продукт, необходимый миллионам. Следовательно, он должен быть понятен.
А много ли слушателей у нас, для сравнения, может понять вторую симфонию Малера? Вопрос риторический. Даже не все музыканты смогут ее прослушать от начала до конца без перекура. Во всяком случае, консерватория такой перекур устраивает.
А много ли народу у нас может понять (а лучше и объяснить) в деталях Пятую симфонию Бетховена? И при чем тут дверь, в которую кто-то стучится? А ведь музыку дядюшки Людвига можно услышать даже из мобильника наравне с развеселыми современными мелодиями.
Так в чем же разница? И где та грань, что разделяет лагеря любителей попсы и всего прочего?
С точки зрения музыки можно констатировать следующее.
Жанр
Попса — обязательно песня. Такая музыкальная форма характерна не только для попсы, но и для шансона, и для авторской песни, и для народной. Песня — она и есть песня. И чем плохо, что попса воспользовалась проверенной веками формой?
Вокальный жанр вроде попсы существовал на протяжении, наверно, всей истории музыки. Это и народные песни, и романсы (попса прошлых лет), и песни итальянских композиторов нескольких сот лет давности. И арии из опер. Что такое опера, как не набор вокальных номеров? Чем не сборный поп-концерт? Темы-то те же. Любовь-морковь и прочие радости жизни.
Как сегодня выпуск фильма сопровождается выпуском дисков с фильмом и с саунд треком, так раньше после выхода популярной оперы выпускались сборники арий и проч номеров из этой оперы. Караоке-то тогда не было, а приобщиться к культуре хочется. А вся дрматургия — побоку, в сознании обычно удерживаются отдельние песенки.
Время
Песня должна звучать не более трех минут. Это известно из одного популярного хит-парада. Что больше — не учитывается. Зачем народ напрягать и утомлять? Отдыхать он после работы хочет. И это его законное право. Не все ж размышлять о смысле жизни. Для протеста можно послушать рок, а для легкого душевного переживания — русский романс. Хотя и рок, и русский романс по времени не намного длиннее.
Простота
Простая и красивая мелодия. При этом легко узнаваемая и запоминающаяся. Вот это да… Такое создать довольно трудно. Чем проще — тем сложнее. Поэтому есть композиторы-шлягерники и все остальные. Редкий последователь джаза или современной академической музыки сможет создать что-то такое. Не принято у них так. Лучше быстро-быстро пальчиками перебирать. «А Мурку могёшь…».
Простые и красивые мелодии сегодня несутся из каждого мобильника. И это чаще не попсовые композиторы, а венские классики. Моцарт, например. Современные попсовые композиторы пытаются на него равняться. Но не каждому удается, настолько просты и совершенны темы классика.
В так уважаемом многими джазе импровизация чаще всего представляет собой быстрый техничный перебор под аккорды. И не более. Заученные фразы, заученные аккорды… А где красота и лаконичность? Конечно есть мастера, как и везде. Но их можно пересчитать по пальцам.
Еще несколько музыкальных моментов
Аккорды. Да, они просты и понятны. Последовательности их довольно бесхитростны. Но это вполне соответствует такой же простой и понятной мелодии. В русской народной музыке эти аккорды не сложнее. Да и мелодии русской музыки вполне попсовые. Авторские песни и шансон также просты и понятны. Только поют о другом.
Контрапункт. Так называют дополняющий (вокальный или инструментальный) голос, или несколько голосов. Они в хороших попсовых песнях, прямо как у старых добрых венских классиков, по тем же законам писаны.
Соло. У некоторых композиторов можно услышать и элементы джаза. Но не поддельно технического, а душевно-мелодического. Вспомним хотя бы шлягеры одного прибалтийского композитора.
Идеология
Обычно противники попсы ополчаются на тексты. Особенно не любят попсу сторонники романтической русской музыки. Но чем «белые розы» так уж хуже «отцветших хризантем»?
Есть в попсовых песнях, конечно, и непонятные и грубые тексты. Но вот в рок-музыке их гораздо больше. В некоторых направлениях вообще все про смерть, да насилие.
Любую музыку не любят по идеологическим соображениям. Прекрасные песни советской эстрады писались великолепными композиторами и поэтами. Были популярны. Но, увы, изменилась политическая ситуация, и упоминание Ленина и комсомола стало, мягко говоря, непопулярно. А музыка пострадала заодно. Вспомним хотя бы историю с гимном.
Рок не любит попсу за мягкость. Джаз не любит ее за русский язык и техническую простоту. Любители советской песни — за идеологическую пустоту. Но чем была советская песня, как не продуктом массовой культуры советской эпохи, ответом мировому империализму? А рок разве не продукт массовой американской культуры?
Так что же в ней плохого?
Да, в общем-то, ничего. Попытки представить попсу чем-то ужасно непрофессиональным и примитивным неудачны. Это утверждают люди, которые вообще никакой музыки не знают, а просто хотят снять сливки с популярной темы.
В любой музыке есть халтурщики и непрофессионалы. Даже проучившись 15−20 лет на академического музыканта, можно такое вытворять, что хочется только плеваться. А какова наша современная массовая рок-музыка? О том, как круто негнущиеся пальцы на гитаре могут производить «музыку», показал телевизор на одном из известных каналов.
Да, среди попсы есть халтурщики, их много, как и везде. Вот только чтобы понять, что халтурит джазист, надо пуд соли съесть с товарищами по несчастью на тетрадках с аккордами джазовых стандартов. А чтобы понять, что халтурит скрипач, надо иметь как минимум музыкальный слух. Так что, конечно, проще ругать понятное и доступное и восхищаться непонятным. Это самое непонятное неизвестно где и увидеть-услышать, а попса льется со всех экранов и частот.
А верхний эшелон попсы — профессионалы высочайшего качества. Как в любом жанре. Это касается и поэтов, и композиторов, и исполнителей.
Да, халтура… Распространена она везде. И востребована. Дешева она, оттого и доступна. И заработать на ней гораздо проще. А уж если халтура скрывается под маской дипломированного специалиста, то подступиться к ней просто невозможно. «Да вы же не специалист, дорогой товарищ. Я на вас в суд подам!»
Сегодня одна известная азиатская скрипачка сделала Вивальди попсой. А мобильные телефоны превратили в попсу мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского и даже Грига. Неужели, став «попсой», музыка великих гениев пострадала? Да нет же, пострадали наши мозги, только и всего. Просто надо уметь отличать халтуру от доступности и понятности.
Многие воспринимают попсу как синоним халтуры. Отчасти это справедливо, так как само слово попса являлось в России пренебрежительным наименованием музыкальной поп-культуры. Но суть от этого не меняется. Хотя изначально поп-культура была основана на кичевости, лубочности и тиражируемости так называемых «произведений» изобразительного искусства. Попса или поп-культура — это синоним доступности, и не более того. О выборе качества должны заботиться мы сами.
А уж если вспомнить о доходах основной части населения, особенно молодежи, то вообще все вопросы становятся чисто риторическими.
Приятного всем прослушивания и хорошего выбора!
Справка: английское слово pops означает симфонический оркестр, играющий популярную и легкую классическую музыку. Появилось слово в 1955 году.