Может ли мультфильм стать коммерческим брендом? Немного о Смешариках

Реклама

Просто невозможно представить — поначалу я не принимала этих забавных шариков всерьез. Ну конечно, мы же эстеты и интеллектуалы! Мои дети в полтора года рыдают над лучшим фильмом всех времен и народов «Ежиком в тумане». Самое простенькое, что мы себе позволяем — пятисерийный «Котенок по имени Гав». Мы были единственной семьей, которая пришла на дневной сеанс нового выпуска «Горы самоцветов». А здесь, фи! Компьютерный мультик. Мало мультик — сериал.

Так возникает любовь

Но все изменил случай. «Смешариков» показали в «Спокойной ночи, малыши!». А так как мы смотрим эти передачи ежедневно (альтернатива пусть даже хорошим, но бесконечным мультикам на дисках), то уже очень скоро все интриги страны Смешариков были прекрасно известны моему сыну. Я же время вечерней сказки использовала в своих практичных целях: помыть посуду, посидеть в Интернете, поругаться с мамой по телефону…

Реклама

Видимо, уразумев, что зверушки-шарики меня не впечатляют, сын начал настоящую военную атаку. Я узнала, что главных персонажей кличут Крош (кролик) и Ежик. Что кроме них в мультфильме встречаются иные герои — Пин, Копатыч, Кар-Карыч… И усвоила новое ругательство — «елки-иголки». Так что полученный в качестве поощрительного подарка сыну за хорошее поведение диск стал вполне объяснимым шагом. И все — я попала.

Вечерним сказкам была дана решительная отставка. Теперь возвратившись из сада, ребенок требовал только Смешариков и точка. Плюшевый заяц цвета бирюзы, когда-то подаренный на крестины, теперь обрел имя. Догадайтесь какое? Верно, Крош. На окошке появились витражи других персонажей — Ежика, Копатыча и Бараша. В моем, правда, неуклюжем исполнении. Так продолжалось примерно месяц. Потом страсти улеглись, но совсем недавно на мультик подсел младший сын. Хорошо, что третьего пока нет…

Реклама

Вот, собственно, так я в них и влюбилась. Оказалось, наши мультипликаторы и из компьютерного мультика могут сделать конфетку. А все остальное — изумительные диалоги, музыка, правдивые характеры — оставили далеко позади большинство современных анимационных героев. Упомянутые «елки-иголки» — далеко не единственная фишка. Есть еще выражение «проще пареной морковки» (кто ж из современных детей помнит, что такое репа?). И совсем по мелочи: «Ты же знаешь, я не механик, я больше по теории…», «Если что — телеграфируй!», «Ежик, я не понял, нас что, воспользовали?», «Странная у тебя гармония! Если бы я ее встретил, я бы с ней даже здороваться не стал!» Одним словом, есть в них что-то такое настоящее, из жизни.

Реклама

Время от времени герои поддаются каким-то искушениям, испытаниям дружбы. Но в финале добро всегда побеждает. Если вы не смотрели серии, в которых Пин ищет Биби в космосе («Космическая одиссея») — непременно посмотрите. Когда в конце первой серии пингвина уносит в открытый космос, я обычно невольно вздрагиваю, и только сын меня успокаивает — мол, мама, он останется жив. Я бы сказала, что Смешарики — это такой маленький экскурс во взрослую жизнь, главная диллема в которой — принять верное решение.

Герои без галстука

Тем, кто не знаком, представим главных персонажей.

Кролик Крош. Задорный и легкомысленный зверенок. Чуть-чуть эгоистичный, но весьма милый.

Его вечный напарник — полная противоположность по характеру —

Реклама
Ежик. Флегма, слегка зануда и слегка жадина.

Свинка Нюша. Единственная юная дама сериала (Совунья — постарше). Очень гламурная и требующая к себе пристального внимания.

Трудяга Копатыч. Медведь «от земли». Все время борется с сорняками и гусеницами. Но в одной из серий выясняется, что когда-то он был танцором диско.

Поэт Бараш. Меланхолик, и этим все сказано. По жизни Барашу не везет просто хронически. Удивительно, но он тоже пытался стать танцором диско.

Интеллигентный Лосяш. Ученый, обладатель собственного Клона и Нобелевской премии. Любимая фраза — «Друг мой любезный!»

Совунья. На экране появляется редко, врачеватель.

Изобретатель Пин. Не из наших краев. Говорит с заметным акценом, почему-то немецким. Создал железную няню, собственного сына Биби, ракету и множество иных полезных изобретений.

Реклама

Кар-карыч. Самый старший и рассудительный среди всех.

Любопытно, что попытки ввести новых персонажей — Биби, Мышарика — никак не удаются. Девять главных героев, созданных еще в 2003 году, никак не пускают к себе кого-то десятого. Разве что эпизодично. Между прочим, в Интернете встречается ссылка на тест: Кто вы из Смешариков? Не проходила, но сын дал мне определение — Совунья. Я польщена.

Кстати, о ежике. Создатели Смешариков сделали, так сказать, кавер-версию знаменитому мультфильму Юрия Норштейна — «Ежик в туманности». Фабула немного другая, но некоторые сюжетные моменты очень схожи. Поглядите!

Мультик? Не только!

С участием этих же героев снят еще один сериал — «Азбука безопасности». В 2009 году обещают выпустить полнометражный фильм. Но Смешарики давно перестали быть просто детским (а может взрослым?) мультиком. Издательства издают литературу с участием героев сериала. Не только обучающие книжки, но и периодические журналы, раскраски, календари, блокноты, паззлы.

Реклама

У одного из операторов мобильной связи появился даже одноименный тарифный план. В магазинах полно маленьких плюшевых шарообразных игрушек. Даже вездесущий Китай активно поставляет на наши рынки подделки в стиле «Крош и Ко». Их сайт в Интернете — настоящая страна Смешариков. Каждый зарегистрированный посетитель придумывает себя нового шарообразного персонажа. Количество пользователей — более 270 тысяч.

А вот любопытная статистика сайта. Основными зрителями сериала являются девочки-девушки-женщины в возрасте от 4 до 45 лет. Мальчики и мужчины тоже смотрят. И тоже в этом же возрастном диапазоне. За исключением юношей 17−25 лет. Хотя основными создателями фильма являются как раз сильные представители: продюсер Илья Попов и художники Анатолий Прохоров и Салават Шайхинуров.

Осенью 2008 года российских Смешариков впервые увидели американские дети. В переводе мультфильм называется «GoGoRiki». Более сотни серий были проданы за 150 тыс. долларов. Однако создатели планируют заработать больше денег — на бренде. И я почему-то в успехе проекта ничуть не сомневаюсь.

Реклама