Как относятся мусульмане к женщине?

Реклама

У многих людей, благодаря пропаганде, ислам нередко ассоциируется с религией сугубо патриархальной. Да и сама жизнь как бы подтверждает это. Сегодня, когда пошел отсчет третьему тысячелетию, в арабских странах, где доминирует ислам, женщины до сих пор носят чадру, а мужчинам закон предоставляет право иметь несколько жен. В настоящее время, правда, некоторые женщины прогрессивных взглядов, из числа тех, кто получали образование в Европе и Америке, выступают в защиту прав мусульманских женщин, против их дискриминации.

Но традиции ислама так прочны, что изменения в укладе жизни арабских женщин происходят очень медленно. Да и многие женщины не очень-то и стремятся к радикальным изменениям своего положения. У многих может сложиться впечатление, что женщины-мусульманки не имеют вообще никаких прав и исполняют только волю своего мужа. На первый взгляд может показаться, что это именно так.

Реклама

На самом деле женщины, которые чтят традиции своих предков и неуклонно их выполняют, пользуются в обществе уважением и, несмотря на то, что они носят чадру, это им не мешает заниматься общественной и политической деятельностью. Уважение и почитание мусульманских женщин имеет очень древние традиции. Согласно легендам, самая почитаемая женщина в исламе — святая Фатима (? — 633 год) — дочь Мухаммеда и Хадиджи, жена Али, мать Хасана и Хусейна, а значит — прародительница всех потомков пророка (в том числе махди — грядущего мессии мусульман).

В древних легендах Фатима описывается, как владычица всех женщин на земле и в загробном мире. «Блистающая» Фатима, носительница божественного света, чудесным образом рожденная «Девственница», заключившая на небесах свой брак с Али, она стала одним из главных персонажей шиитских мистерий. Суфий в своем мистическом восхождении к престолу Бога познает Али как квинтэссенцию мужского начала бытия, а Фатиму как квинтэссенцию женского начала — два моря, таинственно сливающиеся друг с другом.

Реклама

В малайской суфийской «Поэме о Море Женщин» ступень восхождения, где познающий встречает Фатиму, определена как «стоянка, блаженства Али Избранника, исполненного любви к Фатиме «Светозарной». Исследователи ислама иногда называют Али и Фатиму духом и душой Вселенной, усматривая здесь влияние античного неоплатонизма. Действительно, если, согласно учению суфийского братства бекташийа, Аллах, Мухаммед и Али представляют собой своеобразную троицу, то Фатима выступает посредницей между этой троицей и миром людей, подобно Душе неоплатоников.

Подобное можно встретить и в христианстве. Например, католики обращаются в своих молитвах к деве Марии, как посреднице между ними и ее сыном Иисусом Христом. Это и неудивительно, если учесть, что христианство и ислам имеют одни корни и почитают одних и тех же ветхозаветных пророков.

Реклама