Конечно, есть страны, в которых этому вопросу придаётся большое значение. Например — Германия. Вопросы гражданства, там решаются, в основном, на уровне происхождения. Но сегодня, в цивилизованных и развитых странах, понятие национальность — совсем не афишируется. Есть такое понятие — этнос. И сейчас мы можем говорить только о нём.
Русский этнос. Что это такое? Это, конечно, люди, которые по крови являются русскими. А если мама — украинка, а папа — русский, то ребёнок кто? Украинец или русский?
Можно пойти ещё дальше. Да, оба родителя — русские. В паспорте написано. Но у одного — папа был русским, а мама — немкой. И в паспорте написали — русский.
И таких вариантов можно придумать множество.
Само понятие «этнос» подразумевает язык. Культура, традиции. Но прежде всего — язык. Ребёнок первые слова говорит на русском, потому что слышит в семье, в основном, русскую речь. Он вырастает в типичного представителя русского этноса.
А родители у него — молдаване. Просто в их родительских семьях говорили на русском — и они, в основном, говорят на русском. Хотя и умеют на молдавском. Может, их первые слова и были на молдавском языке. А вот ребёнок — так получилось, стал русским.
Смешно? Странно? Но это — жизнь.
Конечно, этот ребёнок выучит молдавский язык. И ещё английский, например.
Проживёт в Англии, лет десять. Не будет слышать ни русского, ни молдавского — и начнёт даже думать — по-английски. Англичанин? Да. И нет.
Всё относительно. И эти теории: «этнос или национальность?» Русский — по отцу? Еврей — по воспитанию? Кореец — по строению черепа? Казах — по материнскому языку?
Довольно глупо пытаться применить одни рамки для всех. От Вавилонской башни и до сегодняшней глобализации. Это сделать практически невозможно.
Можно быть сторонником одной теории, и даже сделать её законом. Как в Германии. А можно придумать гражданство не по национальному признаку — как в США.
Каждый волен решать так, как ему заблагорассудится.
Принадлежность к этносу — это может быть только тем, чем человек сам себя ощущает. Или хочет ощущать. Или его вынуждает ощущать ситуация.
Называешь себя русским — и сразу находишь тысячу причин, почему ты именно русский. Папа, язык, культура, в паспорте, опять же, написано.
Но если человек называет себя русским, считает себя русским и доказывает всем остальным — что он русский и при всём при этом живёт в России — мотивы его нельзя оценить только как положительные. Что-то у него в голове есть от шовиниста. Присутствует какая-то исключительность. И завышенная ценность от принадлежности именно к русским.
А вот если человек в третьем поколении — француз. И выясняется, что корни-то русские. И учит русский язык. Но живёт в Бельгии. А заявляет всем окружающим: я — русский.
Тут, конечно позитива больше. Но тоже, не всё чисто.
Всё меряют — наши цели. Для чего этим двоим всё это нужно. Россиянину и бельгийцу.
Есть цель — средства всегда найдутся.
Наш россиянин устал от засилья дешёвой рабочей силы из южных регионов. И радостно принимает лозунг: Россия — для русских.
А наш бельгиец стремится примкнуть к великой русской культуре. И объявляет себя потомком русских бояр.
Цели у них разные. А средства — одинаковые. Доказать свою правоту. Как это глупо.
И вот она — причина этнических войн. Националистических идей и шовинизма. Та же самая, что и у расизма.
Придаёт тебе больше уверенности, что ты — потомок викингов. Получай удовольствие. Но зачем всех-то в этом убеждать?
Раздражает тебя китайская культура, и китайские кварталы — найди себе место, где нет китайцев. Или почитай древние китайские трактаты. Соседи-то твои здесь при чём?
Учитесь распознавать цели. И будет легче жить.