Легко ли оседлать «Коника»? Зимний карнавал на Полесье

Реклама

Есть на карте белорусского Полесья такая точка — Давид-городок с населением в 7 тысяч человек. Место, надо сказать, глухое и болотистое, но город знатный. Правда, до недавнего времени я думала, что ничего примечательного в нем, кроме родовой бабушкиной усадьбы (да и не усадьбы вовсе — хаты), не найти. Как же я ошибалась! К своему собственному стыду.

Оправдывает меня только то, что побывка моя у бабушки обычно приходилась на лето, а традиция, о которой я поведу речь, случается в январе. Да и мода на все народное пришла чуть позже моего детства — лет пятнадцать назад. Зато теперь фольклорный праздник «Коники» вписан во все путеводители по краю. В Интернете информацию о нем отыскать не так-то просто. Чаще отделываются скупыми замечаниями: празднуется, мол, в середине января, только в Давид-городке и больше нигде, ежегодно собирает 5 тысяч человек, в гуляниях участвует конь. Но видели бы вы этого коня!

Реклама

Коляда или нет?

Из описаний может показаться, что это обыкновенные языческие Коляды (по-местному — «щодрованне»). С образами черта, смерти и прочей нечисти. Подумаешь, вместо козы используют коня! Но почему же тогда этот праздник не прижился ни в одной из ближайших деревень, которыми усыпаны окрестности городка? Почему эти гулянья обрели автономный от рождественских колядок статус? Хотя со звездой здесь тоже ходят, только 7 января. И еще один не менее важный вопрос — почему всадник на коне непременно изображает солдата?

«Коники» в Давид-городке — это целая команда ряженых. Их может быть от шести до двадцати. Обязательные действующие лица — собственно коник, смерть, баба Яга. Должно быть много шума, песен и плясок под гармошку и дуду. В последние годы среди традиционных персонажей появляются новые: Микки Маус и Шрэк — веяния современности. Но главное условие — маски и костюмы должны делаться своими руками. В остальном все как везде: команды ходят по домам, поют колядные песни и собирают дары. Сегодня, правда, просить дары начинают прямо на дороге — бесцеремонно останавливают машины.

Реклама

Конь — паршивый и хороший

А теперь разберемся, что же такое этот коник. Если не вдаваться в технологические тонкости, ничего сложного в нем нет. Берутся два коша (большие корзины) без ручек. Специальными палочками соединяются так, чтобы между ними поместился человек — «всадник». К будущей передней части прилаживается валенок. Не спрашивайте как — не знаю. Потом вся эта конструкция покрывается простыней. Ну, а морда, хвост — на совести того, кто делает снаряжение. Самые ответственные повязывают вместо хвоста дамские шиньоны.

Если конь недостаточно хорош, он получает статус «паршивого». Такая «животина» весит примерно 15 кг. Экземпляр посолидней потянет на все сорок. И все это удовольствие всадник должен волочить на себе весь колядный вечер. И непременно нужно дойти до конца — глубокой ночью коники собираются на городской площади, где проходит парад, выбирают лучшие команды. Да и самим любопытно посмотреть на костюмы коллег-конкурентов.

Реклама

Наследие одного солдата

По свидетельствам старожилов, традиция эта не очень-то древняя. Можно определить даже примерный год, от которого она повелась. Говорят, впервые этот костюм придумал и примерил квартировавший в городе русский солдат. Было это лишь однажды, но горожанам идея пришлась по вкусу, и вскоре конь стал обязательным атрибутом «щодровання». Из-за этого солдата, по всей видимости, и берется традиция обряжать всадника в военную форму. Сегодня она изыскивается из каких-то запасников. Своих ли, родительских — не имеет значения.

Идея оказалась столь оригинальной, что с легкостью пережила 50 лет травли. Во времена советской власти Коников запрещали, их отчаянно «гоняла» местная милиция. А они все равно ходили по домам с колядными играми. Говорят, в те времена в городе было около 40 коней со свитой. Сейчас чуть поменьше, но то, что обряд поддерживается даже школьниками, настраивает на оптимистичные мысли — праздник будет жить.

В этом году вы на него, правда, не успели. Но есть шанс на январь-2010. Я хочу. А вы?

Реклама