Тем не менее, всегда в истории были женщины, которые не принимали свое положение в обществе и желали стать воинами, или же обстоятельства вынуждали их к этому. Очень большое количество женщин защищали свои дома, когда рядом не было мужа, или брали на себя руководство армией или замками.
Самый близкий для нас пример — княгиня Ольга, жена князя Игоря. Когда в 945 году князь был убит во время сбора дани, Ольга жестоко отмстила древлянам и смогла продолжить дело, начатое мужем: регламентировала сбор дани. Историки говорят об Ольге как об очень мудрой, но в тоже время жесткой правительнице.
Достаточно знаменитой личностью является Матильда Каносса (Matilda of Canossa), родившаяся в Северной Италии в 1046 году. Матильда в переводе древнегерманского языка означает «сила в бою». Эта женщина, также известная как графиня Тосканская (Countess of Tuscany), полностью оправдывала свое имя: с детства она обучалась владению оружием, позже командовала армиями и активно участвовала в военных действиях.
Ее первое сражение состоялось в 1061 году в борьбе за инвеституру (утверждение в духовном сане католического епископа). Две стороны — папство и император — боролись за право вводить в должность епископов. В этом споре Матильда сражалась за интересы Папы Александра II. Историки утверждают, что она лично вела отряды в бой и сражалась, сжимая в руке меч.
Кроме записей и рассказов очевидцев и историков, в наше время находят много захоронений женщин, вооруженных и одетых по-военному. Например, при раскопах в Дании в местечке Гердруп (Gerdrup) была найдена могила женщины с копьем (IX век). В Норвегии в Оснесе (X век) под голову упокоенной женщины был подложен щит, из чего тоже следует, что она была как-то связана с военным ремеслом. Топоры и наконечники стрел были найдены в женских могилах в Каупанде (Kaupand).
Огромное количество подобных захоронений перечислено в книге «Женщины в эпоху Викингов» («Women in the Viking Age», автор Judith Jesch). Помимо этого, в книге «Ежегодник Королевского Вооружения» 1997 года в статье Тома Ричардсона (
В средневековом французском языке были слова chevaleresse и chevalière. Первое обозначало жену рыцаря, а второе… рыцаря женского пола! В древности существовали даже женские ордены. Орден Топора (orden de la Hacha) в Каталонии был основан Раймондом Беренджером, графом Барселоны, в 1149 году, чтобы чтить женщин, которые защищали город Тортоса (Tortosa) от мавров. Дамы этого ордена имели много привилегий, освобождение от всех налогов, а на общественных собраниях их голос был подчас важнее, чем голоса мужчин.
А вот Жанна де Данпьер, графиня Монфорт (Jeanne de Danpierre, Countess de Montfort) взялась за оружие не по собственной воле, а из-за стечения обстоятельств. Джейн, как еще ее называли, оказалась в осаждаемом городе Эннебон (Hennebont). Надев доспехи и оседлав коня, она руководила защитой замка, а затем покинула Эннебон с 300 всадниками и достигла Бреста. Там она собрала солдат и отбила город у французов.
Воительницы есть в истории почти всех народов: нередко они не только командовали армиями, но и сражались на равных с мужчинами. Однако даже те девушки, которые никогда не поднимали меч, но воодушевляли армию и поднимали ее боевой дух, несомненно, заслуживают уважения. Яркий пример тому — героиня Столетней войны Жанна д’Арк, которая в силу своей набожности не убивала людей, но, тем не менее, смогла захватить целые города, вселяя в армию веру в победу и отважно скача в боевом строю.
Кроме известных женщин, сражавшихся в бою и упоминающихся во многих источниках и исторических книгах, были также женщины, которые в силу темперамента не желали принимать свою женскую долю и уходили в армию. Для этого им приходилось переодеваться, маскироваться, чтобы никто не догадался об их половой принадлежности. Археологи часто находят якобы мужские могилы воинов, но после проверки ДНК оказывается, что захоронена была женщина. Есть подозрение, что даже один из Римских Пап оказался женщиной, что уж говорить о простых солдатах, чья половая принадлежность никого не интересовала.
Впрочем, говоря об отважных леди, умело управлявшихся с лошадью и размахивающих мечом, возникает вопрос: а где они этому научились? В самом деле, ведь трудно представить, что они не были знакомы с боевым искусством до того, как пошли на войну? Однако, если об этом нигде не упоминается, это не значит, что обучения женщин военному делу не было вовсе. Просто некоторые естественные вещи авторы не упоминают из соображения их очевидности (вот, например, про личную гигиену же почти нигде не написано).
Точно известно, что спартанцы и афиняне обучали девушек искусству войны и поощряли их боевой пыл. А при раскопках могил скифских воинов было установлено, что четверть погребенных являются женщинами. Они были одеты в доспехи, при полном вооружении. Были и знатные девушки, в чьих могилах по древнему обычаю также был захоронен конь и мужчина-слуга. Кроме того, в могилах этих воительниц были обнаружены вполне обычные женские предметы вроде зеркальца или гребня. Это наталкивает на мысль о том, что женщины-солдаты, в понимании скифов, были вполне обычным явлением.