После кончины Лоренцо Великолепного два года во Флоренции правил его сын Пьеро Медичи, но он сдал в 1494 г. французским войскам тосканские крепости, и разгневанный народ, воодушевлённый призывами настоятеля монастыря Сан-Марко Джироламо Савонаролы, прогнал Медичи. Во Флоренции была восстановлена республика — монах пригрозил народным восстанием Карлу VIII, и французы ушли из города…
Во время правления Савонаролы город раскололся на две враждующие части. Сторонники неистового настоятеля, получившие название «плаксы», яростно защищали своего кумира, противники — «беснующиеся», не желали жечь книги, картины, жить в обстановке тотального ограничения свобод и требовали его устранения. Решением Папы Александра VI Савонарола был отлучен от церкви, а после призыва к свержению Папы монах был приговорен к повешению и сожжению на костре. Никколо был умён, начитан и, отдавая дань нравственности настоятеля монастыря, критиковал его за непоследовательность и фанатизм…
Флорентийская республика управлялась тогда двумя канцеляриями — канцелярией Синьории и Второй канцелярией. Первая канцелярия ведала международными делами — её возглавлял Первый секретарь (канцлер), Вторая канцелярия отвечала за внутренние дела республики — во главе её находился секретарь Синьории. Был ещё секретарь Синьории при комиссии Свободы и мира (комиссии Десяти), занимавшейся военной политикой.
За несколько месяцев до казни Савонаролы во Флоренции прошли выборы в правительство Республики. В феврале 1498-го Никколо Макиавелли, избиравшийся на пост секретаря Второй канцелярии, уступил кандидату от партии Савонаролы, однако после казни монаха, победив кандидата от партии Медичи, в июне того же года был утвержден секретарем Второй канцелярии республики, а в июле — секретарем канцелярии комиссии Десяти. Случай определил его судьбу и должность…
Он ворвался политическую жизнь Флоренции в двадцать девять лет без университетского образования, благодаря своим обширным знаниям и музыкальному воспитанию, а в истории человечества появится спустя семьдесят четыре года писатель без имени…
Казалось, сама судьба готовила Никколо к службе секретарём. Его предки перебрались во Флоренцию из небольшого городка Монтеспертоли. Представители рода Макиавелли двенадцать раз были гонфалоньерами справедливости (возглавляли правительства Флорентийской республики). Его родители были людьми образованными: мать писала поэмы, отец, профессиональный юрист, дружил с книгоиздателями.
Никколо посещал школу магистрата Маттео, а потом городскую школу, где преподавали литературу латинских и греческих авторов.
За четырнадцать лет службы секретарём Никколо Макиавелли не сделает сбережений и уйдёт из Палаццо Веккьо бедным философом. Бывший флорентийский секретарь не сможет содержать семью во Флоренции, уедет в своё небольшое поместье в Сан-Андреа и будет писать творения, благодаря которым будут увековечены и имя его, и должность: «Я забываю все огорчения, я не страшусь бедности, и не пугает меня смерть»…
Тень монаха с его страстными призывами к нравственности будет витать над ним до самой смерти в 1527 г., и даже на смертном одре он будет с ним мысленно спорить…
В тумане сна он увидит незадолго до ухода из мира живых толпы оборванных, измождённых людей, и услышит голос: «Это — души рая». Затем ему пригрезятся лица благородного вида в богатых одеждах, и он узнает среди них Тита Ливия, Платона, Плутарха, других древних знаменитостей. Тот же голос объявит: «Это — грешники ада». Они рассеются в тумане, и голос спросит: «С кем ты хочешь быть?». И умирающий философ отвергнет нищих духом, скажет, что готов идти в ад и толковать о государствах с благородными душами…
Эти крамольные высказывания станут известны папе Клименту VII, но он разрешит в 1532 г. издание «Государя» Никколо Макиавелли. Однако после введения церковной цензуры печати усилилась критика литературных произведений флорентийского философа, и в 1559 г. против его работ выскажется папа Павел IV. Спустя четыре года Тридентский собор утвердит решение папы о включении в «Индекс запрещённых книг» сочинений Макиавелли. А спустя девять лет после этого запрета римская курия разрешит сыновьям флорентийского философа опубликовать отдельные произведения их отца.
Им поставят условие: имя Никколо ди Бернардо Макиавелли в литературных трудах не должно упоминаться! Так появится псевдоним: «Флорентийский секретарь». И превратится великий философ в человека без имени. И будет писать академия Делла Крусс во Флоренции почти двести лет вместо «Никколо Макиавелли» — «Флорентийский секретарь». Не только церковные власти, но и светское общество не приняло его «Государя», и во многих странах с монархическим правлением его имя и произведения находились долгое время под запретом.
В России монархический абсолютизм Романовых запрещал не только издание трудов Макиавелли, но и чтение их. Особенно свирепствовало преследование произведений флорентийского секретаря во времена правления Анны Иоанновны, когда читать его работы не разрешалось под знаком смерти. В 1736 г. обвинят в чтении сочинений Макиавелли русского князя Голицына — в его библиотеке, состоящей из нескольких тысяч томов, найдут книги на иностранных языках, и в их числе работы флорентийского секретаря. Судом над ним руководил князь Волынский. Но казнь была уготована и ему… В 1740 г. князя Артемия Петровича Волынского арестуют по доносу за чтение трудов опального флорентийского философа с целью подготовки переворота, и разверзнется пропасть небытия перед автором проекта «Отправление государственных дел»…
Первые работы, защищающие мысли Макиавелли, появятся в России в начале XIX века. «Русский вестник» напечатает «Выписки из Макиавелли о войне римлян» с предисловием: «Макиавелли в бедственные времена отечества своего посвящал ему труды, спокойствие и жертвовал ради общей пользы всеми личными своими выгодами. Кто поступает так, тот подаёт лучший пример человечеству».
В советское время, до распада страны, произведений Макиавелли и публикаций о нём самом печаталось мало. В 1934 г. был издан первый том сочинений флорентийского секретаря, в который вошли: «Государь», переименованный в «Князя», несколько новелл, его знаменитая «Мандрагора» и дипломатическая переписка. Через тридцать девять лет, в 1973 г., выйдет в серии «Литературные памятники» его знаменитая «История Флоренции», а спустя ещё четыре года «Загадка и урок Никколо Макиавелли» Фёдора Бурлацкого.
Многие мысли Флорентийского секретаря стали со временем афоризмами: «Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу».
Он напишет в «Государе»: «…с великим усердием обдумывал я длительный опыт современных событий, проверяя его при помощи постоянного чтения античных авторов». Он скрупулёзно изучал Аристотеля, Тита Ливия, Плиния, Птолемея, Цицерона, Овидия, и постепенно стал понимать, что с тех времён суть человека, его поступки, устремления, а также пути достижения целей практически не изменились.
Никколо Макиавелли будет захоронен 22 июня 1527 г. в церкви Санта Кроче, Пантеоне великих людей Флоренции. Спустя двести пятьдесят лет философу без имени, с псевдонимом по должности «Флорентийский секретарь» воздвигнут над гробницей памятник с надписью: «Имя его выше всяких похвал».
«Tauto domini mullum par elegium»…
Изучайте сочинения философов, помните изречение Макиавелли: «Все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти, и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты».