О чем расскажут изразцы?

Реклама
Дебютант

О чем могут рассказать куски керамики, покрытые глазурью? Оказывается, о многом: о развитии наук и искусств, о создании империй, о религии, о развитии технологий и культурном влиянии народов друг на друга. О нашей истории.

Египтяне, вавилоняне, ассирийцы и, наконец, персы знали и любили облицовку построек глазурованными изразцами. Первые шаги в этом направлении архитектурного оформления построек были предприняты в третьем-пятом веках до н.э. Ранняя облицовочная керамика покрывалась однотонной глазурью. Позже керамика приходит в Центральную Азию, вероятно, из Персии.

Принятие ислама произвело целый переворот в художественной жизни Востока. Религиозный подъём сыграл свою роль в деле изобретения цветной керамики. Любовь к свету и тени в исламской каменной архитектуре привела к расцвету искусства керамики, к использованию многоцветной глазури. Стенные украшения очень скоро достигают высокой степени совершенства.

Реклама

Тенденция Корана, запрещая изображать всё созданное по образу и подобию Божьему, определила характер вообще всех архитектурных украшений. Казалось бы, что последователям Корана придётся замкнуться в очень тесные рамки, но фантазия мастеров преобразовала всё дозволенное Кораном в удивительный сплав исламского искусства.

Исламская керамика условно разделена на две больших, отличных друг от друга, группы. Первая группа имеет дело исключительно с облицовочными плитками, вторая представляет мир своеобразной восточной посуды: то массивной и грубой, то легкой и изящной. Богатство форм, декорации и облицовки вызывают справедливое изумление знатоков и любителей.

Меандры, арабески, стилизованная восточная флора, бесконечная нюансировка пальметок — вот та канва, на которую, как на благодатную почву, упали семена таланта исламских художников.

Реклама

Обожженный изразец является превосходным и очень выразительным средством облицовки стен в мечетях, медресе и зданиях гражданской архитектуры.

В Центральной Азии для покрытия изразцов применялась глазурь трех цветов — белого, голубого и желтого. Особенно мастерами был любим голубой изразец: им покрывали купола дворцов, мечетей, минаретов. Так, по мнению историков, подчеркивалась связь построенного здания с небом.

Больше всего архитектурных памятников, на примерах которых можно изучить развитие изразцового искусства Центральной Азии, сохранилось в Самарканде. Практически все они возведены при Тимуре и тимуридах.

Среди городов Центральной Азии Самарканд играл ведущую роль, политическая и торговая столица под властью Тимура. О красоте и мощи Самарканда того времени пишут многочисленные восточные и европейские историки. Тимур много строил и приглашал мастеров со всех концов Востока. Архитектура Самарканда того времени несёт отчетливое персидское влияние, что особенно заметно при рассмотрении стенных облицовок. Здесь характерны инкрустации ляпис-лазурью и художественная роспись красками.

Реклама

При рассмотрении искусства времён Тимура и эпохи более поздней нельзя не принять во внимание китайского влияния: Китай доставлял Тимуру опытнейших мастеров. Расцветает техника мозаичного фаянса. Тимур и тимуриды заботливо культивировали её, стараясь сохранить её секреты. Облицовки с металлическим отливом — особая техника живописи по глине. Секрет её до сих пор не восстановлен.

Отдельно нужно упомянуть и об орнаментах, пришедших из Китая — это стилизованные изображения дракона, тигра, аиста… Украшение стен письмом — стихами — тоже, по мнению многих историков, пришло из Китая. В Центральной Азии искусство увековечивания стихов из Корана приняло невиданный размах: дворцы и мечети украшались изразцами с выписанными на них письменами в различных стилях и различной каллиграфии.

Путём непрерывного эксперимента исламские керамисты достигли в своих композициях поразительных результатов. Несмотря на глубоко изменившуюся жизнь, на влияние новой культуры Запада, образцы исламской архитектуры ещё долго будут привлекать внимание исследователей своей очаровательной, своеобразной и экзотической красотой.

Реклама