Кабинет писателя можно назвать по-всякому: это и творческая мастерская — место, где он творит свои произведения, и лаборатория — место, где он экспериментирует с образами, производя их на свет и умертвляя дыханием своего таланта. Возможно, не всякому литературному гурману по вкусу придется само слово «мастерская» в связке с прилагательным «творческая». Между тем, не стоит забывать, что слово это однокоренное со словом «мастер», в котором для его носителя ничего оскорбительного нет.
Слово это звучит благородно. Изначально мастерская и появилась как место, где один или несколько мастеров исключительно ручным трудом создавали настоящие произведения искусства. В применении к писательскому труду она таковой и осталась: именно там и творит свои исключительно «штучные» произведения литературный мастер.
Орудия производства, используемые в этой творческой мастерской, заслуживают внимания и уважения не только за те благородные цели, коим они верно служат, но и своей славной историей. История же орудий труда писателя уходит своими корнями в глубокую древность.
Так, безусловно, с самого начала основным и первичным должно было стать и стало само приспособление для писания. Всем нам, пишущим и по необходимости, и для души, известно слово
Произошло же оно от латинского «stylus», что означает, согласно этимологического словаря русского языка
С давних пор этим словом стали обозначать резец, которым римляне писали на восковых таблицах. В этом же словаре указано, что слово «стиль» появилось в русском языке в петровское время в формах «стиль» и «штиль». Первоначально резец изготавливали из дерева и кости, в дальнейшем — из металла.
В зависимости от того, на чем писали (типа писчего материала), использовались различные орудия письма. Помимо указанных резцов из дерева и кости, использовались также и камышовая кисточка, которой писали чернилами на папирусе и коже, и остро заточенный тростник, приспособленный для письма древними писцами в Египте.
Достаточно долго писателю служили гусиные перья, с которыми конкурировали перья журавля, лебедя, утки, ястреба. Не пренебрегали любители изящной словесности и павлиньими перьями, переливающимися всеми цветами радуги.
До 20-го века гусиное перо донес А. Франс — известный французский писатель и критик (1844−1924), который для создания своих произведений никогда не пользовался ничем другим.
На смену же гусиному перу пришло стальное перо. И люди старшего поколения помнят эти перышки, которые вставлялись в специальное приспособление ручки, это перо также в свое время являлось одним из символов прогресса.
Ему на смену вскоре пришла авторучка, заправляемая чернилами, и ее почитатели в скором времени почувствовали особую любовь к авторучке с золотым пером. При этом нельзя не согласиться, что писание хорошим пером являлось настоящим наслаждением.
Переменам в орудиях письма соответствовали на протяжении веков вызванные ими перемены в самой психологии творческого процесса. Не так уж трудно себе представить, какая значительная разница существовала в психологии того, кто когда-то писал резцом, и того, кто, как китайцы, пользовался тонкой кисточкой. Не говоря уже о писателях, которые сравнительно недавно старательно выводили ручкой на бумаге свои творения, и писателях, которые, не задумываясь о каллиграфии, отстукивали тексты своих произведений на пишущей машинке, а в настоящее время перешли на компьютерный набор текста.
Многие музеи мира имеют в своих коллекциях перья и чернильницы, которые остались после великих писателей, храня следы долгого употребления этих предметов. Сравнительно недавно стали появляться там и пишущие машинки.
Раньше почти обязательным элементом рабочего стола писателя были и ножницы, которые служили для правки корректуры и с помощью которых можно было вырезать куски текста с одного места рукописи и вклеивать их в другой.
Бумага, которая произвела революцию в литературе, очень серьезная тема и требует отдельного разговора.
В настоящее время в современном русском языке слово «стиль», которое, как мы помним из начала статьи, первоначально означало пишущий инструмент, наиболее употребительно в новом, но уже давно устоявшемся значении, и означает имидж, образ, умение подать себя. Производными от него являются слова стильный, стилист, стилизовать.
Стиль стал составной частью таких устойчивых словосочетаний, как стиль жизни, русский стиль, стильное общество, бизнес-стиль, архитектурный стиль, стиль интерьера, стильная мебель, стильная одежда и других.
Вот какой большой путь прошло имя этого когда-то скромного приспособления для написания, трансформировавшись в понятие сегодняшней жизни и став обозначением высшего уровня и класса тех предметов, определением которых оно теперь является..