Почему необходимо было такое разделение? Наверное, не только из-за того, что это было данью европейской моде. Во-первых, Петра, скорее всего, допекли местные уездные «князьки», число которых было непомерно велико, уездов насчитывалось 166 штук, а были еще и волости, некоторые из которых размерами никак не уступали иным уездам. Одно дело спросить с 8 человек, и совсем другое со 166! Во-вторых, резко сокращалось число бюрократов и волокитчиков. Противоположный пример явил миру распад СССР, когда в каждом новом государстве пришлось создавать министерства, ведомства, и чиновничья рать превратилась из мухи в слона. И, наконец, третий несомненный плюс — с губернатора был больший спрос, большая ответственность, но и самостоятельности становилось больше, не нужно было ожидать непременного приезда чиновника из Санкт-Петербурга.
Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что государственные институты в Северной Пальмире практически только создавались. У них хватало забот по собственному обустройству, контролировать все 166 у.е.здов они должным образом не могли. Это тоже сыграло определенную роль в принятии решения Петром I.
Все начиналось с 8 губерний
Каким образом шло административное деление империи? Согласно Указу в государстве появлялось 8 губерний. Московская включала в себя территорию нынешней Московской области, значительные части Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Ивановской, Костромской областей. Архангелогородская — нынешние Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую области, часть Костромской области, Карелии и Коми.
Что интересно, уезды упразднялись, а губернии состояли из городов и прилегающих к ним земель, разрядов и приказов.
Ингерманландскую губернию (язык сломаешь!) уже спустя два года переименовали в гораздо более привычную — Санкт-Петербургскую. Но это было только начало реформы. В том же 1710 году, когда были присоединены новые земли на северо-западе, из которых была создана Рижская губерния. Правда, под нож попала Смоленская губерния, которую располовинили и по частям включили в Рижскую и Московскую губернии.
И тогда же было принято, что административными единицами станут доли, которыми будут управлять ландраты.
Терпения хватило ненадолго
К перекройке страны Петр I вернулся уже в 1714 году. Оказалось, что огромной Казанской губернией не так-то просто управлять, а потому в 1714 году из нее была выделена Нижегородская, а в 1717 году Астраханская губернии. При этом число губерний не увеличилось, так как Нижегородскую снова включили в состав Казанской губернии.
Похоже, первому российскому реформатору очень нравилось «играться» в портного. В 1719 году он затеял вторую великую реформу. Соответствующий Указ вышел 29 мая 1719 года. При этом доли были упразднены, а губернии разбиты на провинции. Плюс к этому была вновь выделена Нижегородская губерния, а также вновь образована Ревельская (ныне Таллин).
Всего по империи насчитывалось 47 провинции и 255 городов.
Больше Петр I ничего реформировать не смог, хотя, не исключено, что и собирался. Ибо в год его смерти без изменений не обошлось. Так, Азовская губерния была переименована в Воронежскую, а уже на следующий год вновь, как Феникс из пепла, возродилась Смоленская губерния.
Последователи постарались
Похоже, первый российский император оставил неплохих последователей, у которых был самый настоящий зуд на то, чтобы что-то «зарезать», а что-то «выделить». А возможно, оставшись без «твердой руки», провинциальные дворяне усилили давление на центральную власть, чтобы вновь почувствовать себя «князьками». Но так или иначе, а в 1727 году наступило время для третьей (менее чем за 20 лет) серьезной административной реформы.
На карте снова появились уезды, а соответственно и предводители уездного дворянства. Самый известный из них навечно остался в советской литературе и был выведен под именем Кисы Воробьянинова. Всего же в 1727 году в империи появилось 166 предводителей уездного дворянства. Но аппетиты были куда больше. И вскоре вместо 166 в стране насчитывалось уже 250 у.е.здов. А число губерний увеличилось до 14, образовались Белгородская и Новгородская губернии.
Новая метла по-новому метет…
В Российской империи в перекраивании губерний наступил хрупкий мир. Как вы думаете, до какого времени он продержался? Тут и к бабушке бегать не надо — до прихода к власти императрицы Екатерины II. Она любила реформы ничуть не меньше Петра, так что внутренние границы опять затрещали по швам (справедливости ради следует сказать, что в 1745 году были образованы Выборгская и Оренбургская губернии). А вот Екатерина существенно сократила число уездов, объединив некоторые из них, но добавила Иркутскую, Малороссийскую, Новороссийскую и Слободско-Украинскую губернию. Думается, без влияния ее украинских фаворитов здесь не обошлось…
После первого раздела Польши в 1772 г. в Российской империи из вновь присоединенных земель были созданы 2 новые губернии — Могилевская и Псковская. А три года спустя возрождена Азовская губерния.
Емельян подтолкнул к реформе
Между тем, 1775 год остался в истории не только казнью Емельяна Пугачева. Само Пугачевское восстание настолько озадачило императрицу, что она решила пойти от обратного, разукрупнив губернии. 7 ноября 1775 г. Екатерина II подписала закон «Учреждения для управления губерний», в соответствии с которым размеры губерний были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний были выделены области) и изменена нарезка уездов. В среднем в губернии проживало 300−400 тысяч человек, в уезде — 20−30 тысяч человек. Процесс замены старых губерний новыми растянулся на 10 лет (1775−1785 гг.). За этот период были образованы 40 губерний и 2 области на правах губернии, в них было выделено 483 у.е.зда.
Практически каждый из последующих российских правителей вносил свой вклад в изменение «сетки» административно-территориальных образований. Но преобразования носили локальный характер до 20-х годов ХХ века. Но это уже совсем другая история…