Кроме самого распространенного в современном языке определения, припечатывающего называемого или предполагаемого человека упреком в глупости, неразумности
Для других предпочтительнее мнение С. Мазуркевича, который в «Энциклопедии заблуждений о сексе» заявляет, что изначальный смысл этого понятия — фаллический, а Иванушка наш — это образ непрестанной готовности мужского детородного органа, что на Руси назывался, кстати, словом «уд» (удочка рыболовная, кстати, оттуда ж, как и удовольствие).
Третьи сравнивают дурацкий образ с орудиями для вбивания свай (называется — дура, впрочем, иногда — баба, стало быть, выражение «баба-дура» — это не о женщинах, а об этих снарядах) и с разновидностью топора, который зовется колуном.
Не буду спорить ни с одной из версий, лучше назову ту, которую считаю наиболее основательной, а потому и убедительной. Она исходит из того, что дурак — это упрощенная форма иного понятия. Итак, перефразируя всем известную истину применительно к теме беседы, можем сказать:
— В начале было слово. И слово это было… другак.
Нетрудно обнаружить, что значение его — другой. Кстати, расхожим оно было донельзя: где только не употреблялось! Уточним у В. Даля? Ну, хоть бы пару-тройку-пятерку значений, а? Тогда узнаем, что на Дону так именовался настой воды на виноградных выжимках. (Ох, лукавит классик, из этих выжимок потом гнали вино второго сорта, в отличие от знаменитого первача!) Хлебные зерна второго разбора, второй налив пива или кваса, второй пчелиный рой из улья, лук репчатый на втором году всхода
Интересно, да? Но нетерпеливый читатель вправе задать вопрос: почему второсортное вино не назвали дураком?! Почему эту сомнительную честь отдали человеку?! Что ж, прерываю, пусть и своевременные, на мой скромный взгляд, рассуждения, и перехожу к самой сути вопроса.
Была такая традиция у предков наших: дабы не попало дитятко народившееся «за черту» (за черту жизни, то есть к нечисти, известной потом под именем чёрта), не дозволять публичного оглашения подлинного его имени, пока не вступит в отрочество,
Но, как сказали бы отроки XXI века, фишка в том, что временные имена, приписывавшиеся младенцам, по культурной традиции были связаны с очередностью их появления в семьях. Первак — первенец (помните: «Старший умный был детина»), а дальше… Третьяки, Четвертаки. Стоп. Стало быть, Другак — это второй ребенок в доме?
Ан нет. И знаете, почему? Другак — это не только второй, но и иной. Иначество выражалось в том, что это был самый младший в семье, который, «взойдя в возраст», оставался с родителями и наследовал дом и хозяйство, в отличие от старших, которые получали надел при женитьбе/замужестве.
И теперь как не понять, что двигало братьями сказочного Иванушки, которые его губили… Он был Другак! И туманности насчет обещаний царя-батюшки отдать царство тому, кто одолеет, добудет
Великий и могучий русский язык! Ты, как все, течешь и изменяешься. Слово «другак» упростилось до «дурака». Иванушка шагнул в сказки не Третьяком иди Четвертаком, а дураком. Но в том на ту пору не было ничего обидного. А ну-ка, пройдитесь по древним грамотам, поищите там, кто звался-именовался таким образом: ого-го, какие имена достославные вспомните!
Да хотя бы князь Федор Семенович Дурак Кемский, князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин, московский дьяк Дурак Мишурин. И нынешние Дуровы, Дурасовы, Дурягины, как и Другаки — не о пренебрежении к роду говорят, а свидетельствуют о старинности его. И этот след не всякий прочитает, а мы с вами теперь можем. Впрочем, не спешите всех сразу в князья определять… могли они выйти из крепостных, принадлежавших барам… но и сохранивших, тем не менее, их родовое имя.
Настала пора ответить и на главный вопрос: когда появились дураки? Это очень просто, если иметь в виду нынешнее понимание слова: оно возникло в XVII в., когда о младшем, сиречь менее других в дому опытном, стали говорить: «Глупо дело». Дело из выражения улетучилось, а глупость привязалась, ухватившись и за сказочного героя, которого прежде никто в том не упрекал.
Но когда это переосмысление вошло в оборот, народ русский уж так разрезвился!.. Только об этом — потом, дам знать, когда..