В переводе с греческого языка слово псевдоним имеет значение — «носящий ложное имя». Но, как считал известный ученый А. Реформатский, большинство псевдонимов трудно назвать вымышленными.
К примеру, такие псевдонимы, как А. Горький, Э. Багрицкий, А. Галич, Р. Гамзатов, М. Кольцов, А. Фет, не менее истинны, чем «паспортные» их эквиваленты: А. Пешков, Э. Дзюбин, А. Гинзбург, Р. Цадаса, М. Фридлянд, А. Шеншин. По сути, человек, носящий псевдоним, получал широкую известность. И псевдоним заменял его имя.
Надо сказать, что в 20-х годах ХХ века почти каждый молодой литератор придумывал псевдоним. В моду вошли псевдонимы-прилагательные. Всем хорошо известны А. Белый (Б. Бугаев), Д. Бедный (А. Придворов), А. Крайний (З. Гиппиус), П. Мирный (А. Рудченко) и другие.
В писательской среде было много однофамильцев. Чтобы выйти из затруднительного положения, литератор обзаводился псевдонимом. Так, автор книги «Детство Темы» стал Н. Гариным. Его настоящая фамилия Михайловский совпала с фамилией редактора, где издавался Н. Гарин. А родная сестра поэта С. Маршака взяла себе псевдоним Е. Ильина (автор книги «Четвертая высота»), чтобы не афишировать свое родство с известным писателем.
Брат писателя В. Катаева, Е. Катаев, один из авторов книг «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», взял псевдоним Е. Петров. Кстати, имя соавтора Е. Петрова, И. Ильфа — также псевдоним. Настоящая фамилия И. Ильфа — Файнзильберг. Немало случаев, когда мужчины выбирали для псевдонима женские имена, а женщины — мужские.
Многие писатели брали себе вымышленные имена, чтобы избежать преследований в период сталинского режима. Так, писатель Б. Ширяев, сосланный в 1911 году в Сибирь, подписывал свои произведения псевдонимом А. Алымов. Поэт Матвеев взял фамилию И. Елагин, писатель и журналист Н. Марченко известен читателям под именем Н. Нарокова.
Встречаются групповые псевдонимы, за которыми стоят несколько человек. Так сложился дуэт драматургов Тубельского и Рыжего — братья Тур. Как не вспомнить Козьму Пруткова — псевдоним писателей братьев Жемчужниковых и А. Толстого. Всем известны Кукрыниксы — это художники М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов.
Но любопытно, что А. Чехов остался для всех Чеховым, хотя имел тоже пристрастие к псевдонимам. Свои многочисленные рассказы он подписывал разными именами: Антоша Чехонте, Вспыльчивый человек, Брат моего брата, Человек без селезенки, Г. Балдастов
Трудно перечислить все причины, по которым люди берут псевдонимы. Здесь встречаются не только цензурные соображения, требования издателя или редактора, наличие однофамильцев, неблагозвучность настоящей фамилии, но и возражения родителей, близких, страх перед неудачным выступлением. Особенно это характерно для людей из театральной среды.
До революции 17-го года не каждый дворянин открыто мог выйти на сцену. Чтобы не «опозорить» родителей, многие молодые люди полностью меняли фамилию или частично. Так, актер МХАТа В. Калужский выступал под именем Лужский, артист Александринского театра П. Оболенский выбрал себе псевдоним Ленский, а В. Горелов — Давыдов. Из двух братьев-актеров Москвиных один стал Тархановым. Старший брат известного певца Л. Собинова, тоже певец, взял театральное имя Волгин. Руководитель театра А. Суворин предложил молодому актеру из Белоруссии, сыну священника В. Шверубовича, поменять фамилию на более благозвучную — Качалов.
Несомненно, что залогом успеха молодого актера, а потом певца Л. Вайсбейна, стал удачно выбранный псевдоним — Леонид Утесов. Не все знают, что настоящая фамилия знаменитого актера И. Смоктуновского — Смоктунович. Судьба актера была непростой. Он прошел войну (1941−1945), был в плену, долгие годы был лишен возможности жить в крупных городах. Свою фамилию он изменил по просьбе режиссера, играя в театре г. Норильска. Артист Р. Плятт добавил к своей фамилии вторую букву «т». Актер С. Фердман поменял свою фамилию на псевдоним Фарада.
Меняют свои фамилии сатирики-пародисты. А. Арканов по паспорту Штейн. Настоящая фамилия Г. Горина — Офштейн. В качестве псевдонима он использовал фамилию матери — Горинская, но не целиком, а только первую ее часть.
Кто знаком с биографией знаменитой актрисы Ф. Раневской, тот наверняка знает, что ее отец, промышленник из Таганрога Г. Фельдман, был против решения дочери играть на сцене. Несмотря на ультиматум отца — дом или сцена, она выбрала последнее. А в честь чеховской героини Раневской взяла себе псевдоним.
Актер цирка М. Румянцев начинал работать на манеже как «Вася рыжий», пока однажды не увидел карикатуру французского художника Каран д ‘Аша. Эта яркая фамилия пришлась Румянцеву по душе, и он сделал ее своим псевдонимом. Иллюзионист Э. Ренард считал свою фамилию недостаточно звучной, запоминающейся. Как-то идя вместе с поклонницей цирка А. Станевской по улице, они обратили внимание на вывеску кинотеатра, где не «горели» некоторые буквы. Он прочел: «Ки…о!» Так родился псевдоним целой династии иллюзионистов.
Сегодня псевдонимы активно используют актеры шоу-бизнеса, ведь имя на эстраде должно «звучать». Так, Н. Порывай стала Н. Королевой, С. Гейман — Линдой. Алле Перфиловой сценическое имя Валерия придумал ее муж — продюсер Шульгин. Кстати, когда певица подала на развод, бывший супруг предъявил ей права на псевдоним. И певица официально поменяла имя. До работы на эстраде певец А. Малинин имел фамилию Выгузов. Влюбленные фанатки и не догадывались, что настоящее имя А. Губина — Клементьев, а Витаса — Виталий Грачев. Подлинное имя известного Андрея Разина, создателя когда-то популярного ансамбля «Ласковый май», — Вадим Криворотов. И этот перечень продолжает расти.
В 60-е годы ХХ века на страницах газеты «Комсомольская правда» разгорелись споры вокруг статьи писателя М. Бубеннова «Нужны ли сейчас псевдонимы?» Как считал ее автор, «социализм устранил причины, побуждавшие брать людей псевдонимы». В этой полемике известный писатель К. Симонов высказал мнение о том, что человек сам вправе решать, брать ему псевдоним или обходиться без него. Это личное дело каждого автора. Однако многие партийные деятели и их «подпевалы» пытались представить вопрос о псевдонимах обстоятельством общественной значимости, которое нетерпимо в нашем обществе.
Полемика вскоре утихла, а псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Но только половина. Остальное зависит от самого автора.
Кстати вспомнить интересный пример. Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс. Дело было в том, что в литературе был известен поэт Сосюра. Как-то на открытии московского планетария молодая очеркистка познакомилась с М. Горьким. Писатель спросил смущенную журналистку: «Почему у вас странный псевдоним?» Девушка пояснила сочетание букв в нем. Но тут же сказала: «Это, наверное, плохо». На что Горький ответил: «Будете писать хорошо, ваш псевдоним будут все знать. А плохо — тут уж никто не поможет…».