Кто только о ней не писал! Сначала ее воспевали трубадуры. Потом — символисты. Блестящая, но тонкая и глубокая сатира была дана Сервантесом. Затем Прекрасную Даму по косточкам разбирали философы, культурологи — начиная с Энгельса. Не забыт этот образ и в наше время, правда, претерпел значительные изменения.
Ее истоки многие видят в трактате Овидия «Искусство любви», затем в христианском представлении о Деве Марии — как основе духовного чувства, кто-то говорит и об арабской мистической философии.
Культ Прекрасной Дамы, несомненно, носит в себе элемент десексуализации любовного чувства. В античном мире любовь и секс были более плотно связаны. Христианский образ Богоматери (непорочное зачатие) придавал женщине определенную таинственность, сакральность. Образ женщины отделялся от плотской любви. Это предельное поклонение женщине, в том числе конкретной (на щите у рыцаря может быть сапожок, лента, шнурочек, локон волос)… Но изначально Прекрасная Дама рыцаря не является не только его женой, но и любовницей. Хотя, надо полагать, к такому абсолюту все не сводилось…
Язык, на котором писались стихи и песни Прекрасной Даме, моментально стал культивироваться в Италии и Испании, во многих областях став чуть ли не единственным литературным языком. Кроме придворных, были ведь и странствующие трубадуры, разносили они свои творения по всей Европе. Прекрасную Даму воспевали не на вечной латыни, а на разговорном языке.
Разные по социальному составу трубадуры — и представители аристократии, и незнатные рыцари, и простолюдины, и даже монахи (с разрешения церкви, конечно), — все они с большой охотой стали поклонниками экзальтированного культа Прекрасной Дамы. Любовь выступала уравнителем социальных различий.
Какой была Прекрасная Дама? Ведь она совершила удивительное превращение из средневековой женщины, жившей по законам Римского права, оговаривающего обязанность рожать детей, в предмет поклонения. И вдруг — некий туманный идеальный образ.
Конечно, Прекрасная Дама стала совершенной. И душой, и телом. Причем, иногда Дама выбиралась рыцарем, который даже ее не видел. (А ведь такие истории, действително, случались: вот некий трубадур Джуафре Рюдель влюбился в принцессу Триполитанскую, отправился ее повидать, заболел, слег совсем. Дама пришла, заключила его в объятия, он ее узнал, возблагодарил и умер на руках. Дама благородна, поэтому делает единственное возможное — хоронит с почестями и уходит в монастырь…)
Но даже если трубадур вообще не видит своей Дамы, она все равно Прекрасна: у нее были золотые волосы, изящный нос, выразительные глаза, красивые «круглые руки», перси, ланиты, уста цвета пурпура, а уж улыбка! — и прочие прелести. Воспевается чувственная красота, вспоминаются ангелы и небеса. Главное ведь — это трепетное обожание, служение и защита избранницы. Лучше бы ей томиться в башне или подвергаться опасности. И лучше не произносить ее имени: во-первых, у нее обязательно ревнивый муж, во-вторых, тайна делает любовь еще прекрасней. Ведь любовь к Прекрасной Даме запретна… А какая настоящая любовь без непреодолимых преград?
И лучше, если любовь просыпается по весне. Природа ликует, сердце грустит. Но пикантная игра продолжается.
Сначала Прекрасная Дама холодна, но в силу того, что благородна душой, не может оставить без внимания любовь простого рыцаря. Может быть, не сразу. А может — назначить ему испытание. Или пройти четыре стадии — от кандидата до любовника, причем последняя фаза совершенно была не важна, важнее флирт. А трубадуру полагалось быть «лояльным» влюбленным, то есть исполнять все капризы и прихоти своей Дамы, выказывать подчас полную самоотверженность. А также клясться ей в вечной верности. Во имя Прекрасной Дамы можно было провести и рыцарский турнир. Нельзя не учитывать, что детство Прекрасной Дамы прошло в суровом мужском окружении, в замкнутом мире средневекового замка.
К тому же Прекрасная Дама достаточно самостоятельна: в периоды войн, затем в эпоху крестовых походов она вполне научилась управлять имуществом, интриговать при королевских дворах, устанавливать моду. В одиночестве приходилось самой находить себе развлечения, принимать трубадуров и менестрелей, которые, находясь на хлебах принимающей стороны, и воспели первыми куртуазную любовь. Дворцы и замки превратились в центры поэзии.
Романтичный кавалер пришелся как нельзя более кстати. И кавалер оказался талантлив.
Одним из первых трубадуров стал французский герцог Гильом Аквитанский, он же — Гийом IX Трубадур, он же Вийон XII (1071−1127). Прадед Ричарда I Львиное Сердце и одновременно один из родоначальников европейской поэзии. Был он богаче самого короля, но больше всего любил поэзию. Первым он сформулировал и отношение к Прекрасной Даме: служение и поклонение, которое мало общего имело с реальными отношениями в обществе.
При дворе его внучки, королевы Элеоноры Аквитанской (соответственно, матери Ричарда Львиное Сердце) — «Золотой орлицы», куртуазная любовь и поклонение Прекрасной Даме приобрели невероятный размах. Сама — удивительная красавица, стала она музой трубадуров, особенно французского поэта Бернарда де Вентадорна (около1150−1180). (Коль не от сердца песнь идёт, Она не стоит ни гроша, А сердце песни не споёт, Любви не зная совершенной. Мои кансоны вдохновенны — Любовью у меня горят И сердце, и уста, и взгляд).
И именно при ее дворе получили распространение «Суды Любви» — что-то вроде женского клуба, где дамы выслушивали поэтов, выносили вердикт, а также обсуждали поведение влюбленных и даже супругов. Это были весьма серьезные разбирательства в области «любовного права», разве что смертных приговоров не выносилось…
Также при дворе Элеоноры впервые появляется прототип будущего героя знаменитой поэмы — Тристан. Какой-то бретонский сказитель донес легенду, ставшую всем известной любовной сагой.
Была Элеонора и властительницей моды: она ввела боковую шнуровку платья, шлейфы, длинные рукава. Но Элеонора была не только красавицей, а и вообще неординарной женщиной. Вышла замуж первый раз — муж стал королем (Людовиком VII Молодым). Уже королевой Франции она отправилась с мужем в крестовый поход, проделав весьма немалый путь через всю Европу, Византию и вражескую Малую Азию.
Вышла замуж второй раз — муж стал королем (уже Англии — Генрихом II Плантагенетом). Историки говорят, правда, что Столетняя война тоже могла начаться из-за ее огромного приданого…
И родила шестерых детей (один из которых король-трубадур Ричард Львиное Сердце), и в тюрьме просидела 16 лет, и в монастырь уходила, и умерла в 86 лет. Ну как не воспеть такую женщину!
А ее дочь — Мария Шампанская — сама стала поэтессой и Прекрасной Дамой поэтов. Она же вдохновила Кретьена де Труа на написание романа о знаменитом рыцаре Ланцелоте.
Старопрованское искусство трубадуров начало приходить в упадок с началом альбигойских войн — крестовыми походами севера Франции против ее же юга (договорились до того, что Прекрасная Дама — суть иносказательное название секты катаров…).
Но Прекрасная Дама живет по сию пору, уже около тысячи лет. Она меняла имена, изменялась внешне, преобразилась в загадочную Незнакомку, переставала быть идеалом, над ней подшучивали, но, главное, ее помнят. И об этом — здесь….