Впервые подобие рекламы (правда, ее можно назвать социальной) появилось в мультсериале про моряка Папая в 1929 году. В мультике особое значение отводилось шпинату, делавшему главного героя необычайно сильным. После этого продажи консервированного продукта выросли на треть.
А вот первым, кто предложил за деньги демонстрировать товары в фильмах, был Стивен Спилберг. После этого в Голливуде появились фирмы, которые начали заниматься подобного рода коммерцией. Пока им не удалось уговорить только Квентина Тарантино — все фирмы, которые встречаются в его фильмах, вымышленные.
Наконец, индустрия кинорекламы докатилась и до наших краев. Курьез, но создатели некоторых (не самых дорогих) фильмов обращаются к компаниям-гигантам с просьбой о размещении плейсмента не с целью обогащения, а в качестве спонсорской помощи. Чтобы добыть средства для съемок.
Вот кино «Не родись красивой». Сначала нам агрессивно и навязчиво предлагают йогурт, потом — успокаивающее средство, косметику, которую распространяет одна из второстепенных героинь. А помните откровенную демонстрацию пластиковых карточек, ювелирного магазина и туроператора? В Интернете можно найти сведения о компании, которая занимается размещением рекламы в телефильмах. В их послужном списке значились практически все популярные сериалы — от демократичных «Солдат» до слезливого «Татьяниного дня».
Не обошла реклама и эпатажный «Глянец» Кончаловского — весь фильм нам весьма навязчиво предлагают сок и водку определенного бренда. А комедия «Любовь-морковь» активно рекламировала спортивное издание. Но российская пальма первенства по количеству скрытой рекламы принадлежит «Дозорам» Тимура Бекмамбетова. Ее там столько, что все просто не упомнишь.
Иногда она столь навязчива, что ее не приходится специально искать. Вот герой Александра Абдулова в фильме «Капкан» вместо валерьянки принимает новомодное успокоительное и активно на протяжении двух серий хлещет пиво известной марки. Дернул колечко — крышечка открылась. Именно этим свойством — легким открыванием — так гордятся обладатели популярного бренда. Ездит персонаж из «Капкана» на машине, марку которой очень легко распознать. Так же «случайно» показывают логотип автомобиля в американских фильмах. Причем делают это более мастерски. Если в нашем кино «били в лоб», то там одна марка была… у ВСЕХ автомобилей, оказавшихся на стоянке.
Кстати, многие фирмы отказываются сотрудничать с российскими фильмами и сериалами. Причина — обилие насилия и мордобоя. Живой пример тому — нашумевший «Бумер» (на жаргоне — БМВ). Продавцы этого автомобильного бренда отказались платить за рекламу из-за того, что на их машине весь фильм должны были разъезжать бандиты. Так что все хорошо, что в меру. Не правда ли?.