А еще говорят, что несколько тысяч жителей польского городка вышли однажды на площадь и устроили сбор денег для несчастной главной героини сериала. По слухам, жительница Португалии разбила телевизор — такова была ее реакция на смерть одного из героев. В прессе сообщали, что во многих бразильских компаниях переносили время обеда лишь для того, чтобы люди успели посмотреть новую серию «мыла».
Приехав в Венгрию, актриса, сыгравшая главную роль, раздавала автографы в течение десяти часов! В Италии во время показа очередной серии пустели улицы. На заборах же появлялись надписи с требованиями свободы для главной героини. В программе «Доброе утро, Америка!» эту теленовеллу назвали лучшим сериалом столетия!
А что же было в нашей стране? Некоторые женщины усаживались перед телевизором с бумагой и карандашами, стараясь зарисовать платья главных героинь, дабы воспроизвести их потом на своей старенькой швейной машинке. Иные дамочки заявлялись к пластическим хирургам, прося сделать их похожими на главную героиню этого легендарного сериала. Несколько десятков новорожденных девочек стали носить ее имя. Толстушки получили прозвище «Женуария», а Леониды — «Леонсио». Дачи с пятью сотками окрестили фазендами. Даже в газетах с объявлениями интимных услуг появлялись предложения с многообещающим «Послушная рабыня Изаура исполнит все ваши приказания!».
Вы, конечно, уже давно поняли, о каком сериале идет речь. Конечно, это всем известное бразильское мыло «Рабыня Изаура»! В нашей стране первая серия была показана 16 октября 1988 года. Тридцать получасовых эпизодов наши телевизионщики превратили в пятнадцать часовых. Это был прорыв! Пробные пять серий были восприняты на ура, и чиновникам пришлось в срочном порядке закупать оставшиеся десять эпизодов и озвучивать их. Потом к нам пришли «Богатые тоже плачут», «Просто Мария», «Тропиканка»… но вначале была Изаура.
Фильм был снят в 1976 году компанией «Глобо» и состоял из сотни получасовых серий. Для зарубежного проката его сократили до 30-ти эпизодов по получасу каждый. Главную роль в фильме сыграла начинающая актриса Луселия Сантуш. «Рабыня Изаура» был первым ее сериалом. После этого она снялась еще в более чем двадцати мыльных операх, в нескольких кинофильмах, играла в театре, много снималась в рекламе, но повторить дебютный успех ей так и не удалось.
Ох, и намучилась девушка на съемках «Рабыни Изауры»! Луселия не отличается высоким ростом и соблазнительной фигурой, поэтому на время съемок ее обували в туфли на 12-сантиметровых каблуках и затягивали в корсет, приподнимающий и делающий аппетитной ее грудь. Несмотря на более чем скромную внешность, актриса стал секс-символом, и не только в Бразилии. Целых десять лет после выхода сериала она не работала в кино, так как ездила по миру и почивала на лаврах. Через четыре года после съемок в сериале она снялась обнаженной для журнала «Плэйбой» и стала еще более желанной для мужчин всего мира.
Недавно я обнаружила у подруги диск с этим сериалом и загорелась желанием непременно посмотреть его — поностальгировать, так сказать. Поставив диск, я услышала знакомую мелодию и пришла в состояние детского восторга. Сам же фильм меня разочаровал, причем разочарование мое росло от серии к серии. Какой примитив! И почему нас пытаются убедить, что Изаура — редкая красавица, если она таковой не является?! Бразилия славится красотой своих женщин — неужто не нашлось кого-то более привлекательного, чем Луселия Сантуш? А сюжет? Примитивнее не найти! Да еще и затянуто все до невозможности — пережевывание одних и тех же тем, схожесть многих эпизодов, повторы ситуаций… Жуть! Хотя, конечно, трогательно — музыка, слезы, несчастные рабы, привязанные к столбу…
Впрочем, сюжет придуман не создателями сериала — фильм снят по одноименному роману бразильца Бернардо Гимараенса, написанному аж в 1875 году. Книга, стоит сказать, не намного увлекательнее сериала, однако роман писался не для того, чтобы развлечь читателя, а с целью заставить его задуматься о несправедливости рабовладения. Книга много раз переиздавалась и пользовалась в Бразилии большим успехом. Автор очень реалистично изобразил все ужасы рабства, его бесчеловечность и аморальность. Роман «Рабыня Изаура» напоминает «Хижину дяди Тома» Бичер-Стоу, однако последний отличается более динамичным повествованием и увлекательным сюжетом.
Простенький сюжетец, не отличающаяся яркостью главная героиня, примитивное техническое решение, отсутствие эротических сцен и спецэффектов — почему же, несмотря на это, сериал так полюбился зрителям многих стран мира? В чем секрет популярности «Рабыни Изауры»? Этим вопросом задалась я, закончив просмотр последней, тридцатой серии и вынимая диск из дисковода.
Я вспоминала, как когда-то, сидя на уроках, я подгоняла время, желая, чтобы быстрее наступил вечер и из динамиков телевизора раздалось экзотическое «Азигум гарумге умгази гумга!». Мы с девочками живо обсуждали платья и прически героинь, спорили о том, кто из них — самая красивая. Сцены унижения Изауры ее молодым хозяином заставляли сжимать челюсти и представлять Леонсио у столба изнывающим от жажды.
Ну, ладно мы, дети, однако взрослые тоже сходили по Изауре с ума. Списать все на недалекость советского зрителя? Так ведь сериал пользовался не меньшим успехом во многих других странах мира, в том числе в Китае, Италии, США.
Сама Луселия в недавнем интервью призналась, что до сих пор не может разгадать секрет успеха телемыла о белой рабыне. А мы все же попытаемся назвать основные причины популярности «Рабыни Изауры» и предпосылки возникновения столь пылкой любви народа к главной героине.
Экзотичность. Для нас, как и для тех же китайцев и поляков, темнокожие рабы — экзотика, которая, как известно, притягивает. Плюс соответствующий антураж и непривычные мелодии.
Необычность ситуации. Сюжет, конечно, простенький, но есть в нем одна изюминка — рабыня-то белая! Эта необычность привлекает, вызывает интерес.
Феномен Золушки. Сказки о Золушках всегда популярны. Каждая женщина мечтает превратиться из Золушки в принцессу, но не всем это удается. Не в жизни, так хоть перед телевизором пережить эти чувства. Сегодня у нас популярны няни Вики, Кати Пушкаревы, Бедные Насти. Это ведь те же Золушки, что и бразильская Изаура, проделавшая путь от рабыни до жены миллионера.
Культ страстей, попадание в заложники судьбе, фатализм. Нам, русским, это так близко. «Смирись, доверься судьбе», «Не надо ничего делать — такова моя судьба. Я родилась рабыней и умру ею», «Мы ничего не сможем добиться!». Вот-вот! Кто посочувствует так искренне, как не тот, кто пережил подобное? Родство наших культур явилось одной из важных предпосылок популярности сериала в СССР.
Много серий. Для советского зрителя, привыкшего к малосерийным фильмам, пятнадцать часовых эпизодов о белой рабыне были настоящей диковинкой. Это же почти месяц (учитывая, что по выходным фильмы не показывали) рядом с одними и теми же героями. Хочешь не хочешь, а привыкнешь к ним и начнешь воспринимать как своих. Особенно если по телевизору и смотреть больше не на кого.
Это сейчас многочисленные мыльные оперы сменяют одна другую, не оставляя в наших умах, сердцах и душах и следа. А вот пятнадцать серий об Изауре — это совсем другое дело! Помнится, по окончании сериала нам показали интервью с Луселией Сантуш, в котором она обмолвилась о том, что в Бразилии в основном снимаются 200-серийные мыльные оперы. Ух-ты! Надо же — двести серий! Как и когда их смотреть? Мы были поражены! Потом пришли разные «Тропиканки», «Последние жертвы» и бесконечная «Санта-Барбара» — теперь-то нас не удивишь ничем, даже многолетним сериалом под названием «Дом-2».
Психолог по имени «Изаура». В России сериал был показан в 1988 году, когда вокруг все рушилось и менялось. Привычное существование находилось под ударом. Люди были в растерянности и тревоге. А тут Изаура с ее несчастьями, по сравнению с которыми наши проблемы — ничто! Сага о белой рабыне явилась чем-то вроде психотерапевтического тренинга для народа. Не зря ведь бразильское и мексиканское мыло в ту пору так охотно одобрялось советскими телечиновниками.
Просто красиво! Одна из причин успеха сериала кроется в любви нашего народа к историческим романам. Мы зачитывались Дюма, Скоттом, Гюго, Пикулем! Исторические фильмы всегда пользовались успехом у нашего зрителя. Красивые костюмы, реальные картины быта, натурные съемки не могли оставить нас равнодушными.
Интересно, что пару лет назад канал ТНТ показал этот сериал, но большой зрительской аудитории он не собрал. Диски с фильмом «Рабыня Изаура» покупают в основном впечатлительные дамочки, желающие вспомнить молодость. Современные сериалы не вызывают такого восторга, как та теленовелла о рабыне. «Клон», «Кармелита», «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой» и прочее мыло мыльное обрели некоторую популярность, но «Рабыню Изауру» им обойти не удалось, да и вряд ли это возможно. Время уже не то!