Дорога наша начнется с того места, где прежде возвышалась Антониева Башня, а ныне двор мусульманского медресе Омария, где Иисус был судим и приговорен Понтием Пилатом к смерти, и завершится в Церкви Гроба Господня.
Остановка Осуждения. Первая из остановок находится в преториуме (во дворе) правосудия на территории Антониевой Башни, где Иисус предстал перед Понтием Пилатом. С одной стороны двора стоит церковь Осуждения. В ней находится уникальная скульптура, изображающая Понтия Пилата, умывающего руки после осуждения Иисуса Христа, показывающего тем самым отказ от ответственности за смерть Христа. «Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варраву, а Иисуса, бив, предал на распятие. А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк». (Марк 15: 15−16).
Остановка Принятия Креста. Здесь стоит скромная Часовня Бичевания, на потолке которой изображен Терновый венец. Здесь, на этом месте «одели его в багряницу и, сплевши терновый венец, возложили на Него». Перед часовней находится то место, где Иисус принял крест. Чуть далее находилась арка, через которую Пилат вывел Иисуса к толпе со словами «Се человек» (Ecce Homo). «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» — Иоанн 19:5). Фрагмент этой арки сохранился в стене Часовни Ecce Homo, как и фрагменты мостовой Литостратоса. Мостовая сложена из неровных булыжников, на одном из которых сохранилась высеченная таблица для азартной игры, называемой Игрой Царей. Римские легионеры на этом самом месте разыгрывали одежды приговоренных к смертной казни. Здесь они «делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять» (Марк 15: 24).
Остановка Первого Падения. На этом месте находится Польская Часовня. Скульптуры внутри и снаружи изображают первое падение Иисуса. Построена часовня польскими солдатами, попавшими в Иерусалим во время Второй мировой войны с тем, чтобы произнести слова плача по Иисусу: «утешающий, способный облегчить мою душу, далеко от меня».
Остановка Встречи с Матерью. Это событие не описано ни в одном из евангелий, но оно увековечено традицией. На этом месте в знак памяти установлена Церковь Скорбящей Матери. Внутри церкви — византийская мозаика, изображающая два отпечатка ступней, повернутых на северо-запад. Считается, что на этом месте стояла Мария, взирая на страдания своего сына.
Остановка Симеона Кириенского. Здесь вышел из толпы человек по имени Симеон из Кириен и потребовал от легионеров дать ему нести крест вместо Иисуса. Евангелие только единственный раз говорит о Симеоне, однако известно, что сыновья его, Александр и Руфус, упоминаются евангелистом Марком как члены ранней христианской общины Иерусалима.
Остановка Вероники. В 80 шагах от остановки Симеона расположена Армянская церковь, внутри которой находится фрагмент колонны, у которой Вероника отерла лицо Иисуса своим платом. Теперь этот плат, с отпечатанным изображением Спасителя, находится в Соборе Св. Петра в Риме. Традиция утверждает, что эта милосердная и смелая женщина являлась той, кого упоминает евангелист Матфей (9:21) в качестве излечившейся от прикосновения к одеждам Иисуса.
Остановка Второго Падения. Здесь дорога ведет в гору. Справа от алтаря возвышается римская колонна, у которой Иисус снова падает. Поднимаемся на несколько шагов выше и останавливаемся у небольшого латинского креста, высеченного в камне на стене. Рядом с крестом высечено греческое слово NIKA. Это место называется Остановкой Дщерей Иерусалимских. На этом месте Иисус утешал плачущих по нему женщин: «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших!» (Лука 23: 27−28). Девятая по счету святыня — Остановка Третьего Падения. Она находится за воротами коптского патриархата и отмечена колонной, у которой упал Иисус, поднявшись на вершину Голгофы.
Остальные 5 святынь находятся уже в храме Гроба Господня, сооруженного на месте вершины Голгофы, где Иисус и был распят на кресте. На входе в Храм находится Остановка Разоблачения, где установлена маленькая Часовня Разоблачения — на этом месте с Иисуса сорвали одежду перед распятием на кресте. Далее следует Остановка Пригвождения. Мозаика над алтарем изображает Иисуса пригвожденным к кресту, обозреваемым праведниками. Слева от мозаики находится небольшой алтарь Богоматери Скорбящей и скульптура Богоматери с пронзенным сердцем.
Остановка Смерти на Кресте. Место, где стоял крест Иисуса, отмечено серебряным диском под алтарем, а диски черного мрамора по обе стороны отмечают места двух других крестов. «Иисус же, возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись» (Матфей 27: 50−51). Справа от часовни находится камень с трещиной, а сама трещина уходит вниз в часовню Адама. По традиции считается, что это кровь Христова, пролившаяся на голову первого грешника рода человеческого. Поэтому у подножия креста изображается череп Адама.
Остановка Снятия с Креста. Когда тело было снято с креста, оно было уложено на Камень Помазания или Камень Соборования. Его называют также Мироточащим. Здесь покоилось тело Христа до погребения.
И, наконец, последняя остановка — Положение во гроб. Сегодня подземная гробница, приготовленная Иосифом Аримафейским для погребения Иисуса, считается усыпальницей Христа. Над гробницей сооружены два помещения: внешнее помещение называется Часовней Ангела. Часовенка поменьше и является сердцем Храма Гроба Господня. Именно здесь пребывало тело Иисуса Христа между вечером пятницы и рассветом воскресенья. Покрыто это место белоснежной мраморной плитой. Этот могильный камень является величайшей святыней всего христианского мира. Преклоним и мы колена у этого святого места. Аминь.
Вот и окончено наше виртуальное паломничество. Мне остается только пожелать всем, кто чтит эти святыни, осуществить реальное. И надеюсь, мой короткий рассказ поможет вам не пропустить ни одной остановки, дорогой сердцу каждого верующего человека.