Один из исследователей,
Другой автор,
Колкое мнение, ничего не скажешь. Но можно было бы и подискутировать, например, задавшись вопросом: разве не удобно было самому косоглазому иметь голосистого защитника всегда под рукой, чтобы история с захватом лубяного домика не повторилась, паче чаяния?!
Одна внимательная мама сообщила, что ее дочка в период кризиса, связанного с переходом в питании от грудного молока к иной пище, выбирала сказки исключительно такие, в которых фигурировали избушки, а чаще всего — заюшкина. Поскольку психоаналитики символ дома связывают с образом самого человека, по их мнению, такой выбор отражает изменения, происходящие в теле ребенка.
А мне вот интересно, как это лиса сплоховала, не додумалась, что жилище ее растает на весеннем солнышке, а Заяц, выстроив себе домик из луба,
Это, конечно, шутка. Но если рассматривать главных персонажей истории в их символическом значении, то лиса, по поверьям наших далеких предков, была связана с темным миром, и в этом плане ее вполне устраивал ледяной холод. Заяц же, как уже упоминалось, был связан, по древней традиции, в том числе, с весенним буйством жизни. О петухе тоже уже подробно говорилось — его образ имеет отношение к солнцу, избыванию темной поры.
А еще можно разглядеть и назидательный смысл сказки «Заячья избушка»: силой зло не всегда можно одолеть, и тот, кто привык побеждать за счет мускулов, тоже способен бояться чего-либо (например, что «полетят клочки по закоулочкам»). При встрече с хитростью и вероломством больше поможет смекалка, чем острые клыки и цепкие когти. Ее-то и проявил Петушок-спаситель. И как ни оттягивала рыжая свое бегство: «Одеваюсь!», «Шубу надеваю!», — а пришлось ей ретироваться…