Правда, возникла путаница не случайно.
Геля родилась в семье наркома земледелия Бурят-Монгольской автономной республики Ардана Маркизова. В январе 1936 года Ардан Маркизов был одним из руководителей делегации от Бурят-Монголии, прибывшей в Москву. Симпатичную девочку специально взяли на встречу со Сталиным, подготовив её должным образом. На встрече Геля протянула
В 1937 году Ардан Маркизов был арестован, обвинён в подготовке покушения на Сталина и расстрелян. Вскоре Геля лишилась и матери: мать Гели была также арестована. Геля прошла через советские детдома и спецприемники, где никто не верил, что она и есть та самая девочка с фотографии.
Позже Гелю Маркизову разыскал родственник матери и воспитал под своей фамилией, чем, вероятно, и спас. Она получила образование, работала в Институте востоковедения РАН, счастливо вышла замуж, и что интересно — уехала работать за границу. Полжизни проработала в Индии, стала доктором наук. Скончалась в 2004 г.
Рассказывает бывшая артековка Элла Ольховская:
— В 35-м году прославилась девочка-таджичка Мамлакат Нахангова. Кто-то придумал сделать из нее стахановку и заставил темную, абсолютно безграмотную девочку собирать хлопок двумя руками. В то время это был настоящий бум, хлопок всегда собирали одной рукой. Говорили, что якобы Мамлакат набрала бешеное количество хлопка и перевыполнила норму. Ее принял лично Сталин, наградил орденом и подарил золотые часы. В «Букваре» на титульном листе было напечатано стихотворение:
«У таджиков звучны имена
Мамлакат — это значит страна».
Детвора до войны поголовно носила среднеазиатские расшитые тюбетейки. Они вошли в моду из-за Мамлакат.
В книге «Четвертая высота» про пионерку Гулю Королеву писалось, что в Артеке Гуля познакомилась и подружилась с Мамлакат. Судьба Мамлакат сложилась удачно: девушка не зазналась, не превратилась в парадный манекен для съездов и митингов, а смогла получить образование, работала в Душанбинском пединституте.
Поскольку с фотографии вождя с дочерью опального наркома Маркизова на руках было изготовлено не поддающееся учету количество плакатов, картин, статуй и прочих агитматериалов, изъять их не представлялось возможным, поэтому идеологи под шумок решили переименовать ненадежную Гелю в крепкую крестьянку Мамлакат. А может быть, им и было-то все равно, ну какая в самом деле кому разница — таджикская она там девочка или бурятская… Ну и решили назвать хлопкоробкой Мамлакат шестилетнюю девочку, сидящую на руках у Сталина, которая хотя бы в силу своих физических возможностей никак не могла получить орден Ленина за ударный труд.
Но если кто-то и замечал, что тут что-то не так — не те были времена, чтобы задавать такие вопросы. Мало ли что может случиться с человеком, который усомнится, что в советской стране шестилетняя девочка может собрать двойную норму хлопка, или что великий вождь может легко поднять одной левой взрослую девушку-хлопкороба?
В эпизоде с фотографией «За наше счастливое детство» есть забавная жизненная деталь, которая сильно оживляет и одушевляет официальные словарные статьи из Википедии и других источников. Держа девочку на руках и ласково улыбаясь в объектив фотоаппарата, Сталин сказал Берии: «Момашоре ег тилиани».
Слова любимого вождя, сказанные на незнакомом языке, Геля трепетно хранила в памяти многие годы и пронесла сквозь все испытания. Но их смысл она узнала, только когда уже стала взрослой. По-грузински они означают «Убери эту вшивую!».