Не томя более загадкой, приоткрою завесу тайны. Матушка Екатерина II, императрица российская, в одной из сказок, собственноручно ею сочиненных, нарекла героя-царевича именем Хлор. В ту пору химический элемент, с которым у нас с вами ассоциируется это слово, еще не был открыт и воспринимался исключительно как древнее имя. Констанцием I Хлором звали римского императора Марка Флавия Валерия, правившего в 305−306 гг.
Сказка «Царевич Хлор» была написана Екатериной Великой для четырехлетнего внука Александра, с которым она связывала большие надежды и, в том числе, династические планы, а потому уделяла внимание его воспитанию. Ко всему прочему, бабушка его очень любила.
Сюжет этой истории довольно прост, зато весьма назидателен. Мальчик Хлор, прославившийся с самого раннего детства невиданной красотой и необычайной живостью ума, был похищен киргизским ханом у нянек, с которыми оставили его родители, отправившись на войну (ни отец с матерью, ни похититель в сюжете не были удостоены собственными именами).
Хан устроил юному царевичу испытание, отправив его «сыскать цветок — розу без шипов, которая не колется», что растет в Зверинце — заповеднике нравов людских, а главным надзирателем там является Леньтяг-мурза.
В поисках ее герой сталкивается со множеством препятствий и соблазнов: «льстивыми людьми», а также «проводящими время в забавах», «пьяношатающимися в безобразии около волынщика», рыночными торговцами, не узнавшими царевича и обругавшими его, а на последней стадии исканий — с горой, на которую ему нужно взобраться по крутой каменистой тропинке, чтобы попасть в «Храм Розы без шипов».
Помощниками Хлора в сказке выступают ханская дочь Фелица, отправившая на подмогу ему сына своего по имени Рассудок, и учитель, «человек немолодой, но приятного вида, который окружен был множеством юнош» — именно он растолковал герою, что роза без шипов — это добродетель.
А у подножья горы ему встречаются «старик и старуха в белом платье» — олицетворение честности и правды, протянувшие посохи свои для лучшей опоры при восхождении к Храму. В результате, справившись с задачей, царевич принес хану цветок, уложившись в поставленные сроки, и тот на радостях отправил Хлора домой, к родителям. Вместе с цветком, кстати.
«Царевич Хлор» оказался самым популярным произведением из сказочного творчества русской императрицы, которое издавалось (и раскупалось) несколько лет подряд.
Но даже если учесть, что сказка императрицы получила широкую известность, возникает вопрос: стоило ли пересказывать ее сюжет? Полагаю, что да. А как же без этого понять содержание знаменитой державинской оды «Фелица», посвященной императрице:
Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает, —
Она мой дух и ум пленяет,
Подай найти ее совет.
Подай, Фелица, наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает,
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.
«Богоподобной», кстати говоря, настолько понравились стихи, что она одарила автора табакеркой, усыпанной бриллиантами, и пятью сотнями червонцев, а также приблизила его ко двору.
Но есть и еще один любопытный аспект, для понимания которого надо представлять себе сюжет «Царевича Хлора». Дело в том, что бабушка поручила растолковать смысл сего сочинения воспитателю Александра, графу
Решая затею с размахом, обратились к архитектору
Увы, мы не можем оценить проявленный им здесь талант, поскольку сохранились до наших дней лишь руины «Храма Флоры и Помоны». Остается довольствоваться восторженным отзывом о ней
А жаль….