Целых два года корабли Васко да Гамы бороздили морские просторы и вот, когда, наконец, один из матросов увидал землю, радости экипажа не было предела. Все, естественно, уже представили, как они пьют горячий индийский чай, катаются на слонах и смотрят на загадочных девушек в сари, однако не тут-то было.
Высадившись на землю, моряки увидели местных жителей и поняли, что попали куда-то не туда. Тогда они еще не знали, что очутились в Момбасе.
Не успев толком оглядеть местные достопримечательности, португальцы во главе с Васко да Гамой, выяснили, что их ждет еще один неожиданный сюрприз. Оказалось, что первооткрывателями восточно-африканского побережья были вовсе не они. Еще за 500 лет до этого сюда пришли персы, а затем здесь обосновались арабские торговцы из Омана. Кстати, долгие годы они называли Африку «Империей Зейна» или же «Землей Черных», что со временем преобразовалось в простое слово Занзибар. Естественно, арабы не хотели делить свои владения с какими-то там европейцами, поэтому с этого момента здесь начались непрерывные войны между двумя нациями.
Португальцам очень нравилась Момбаса с высокими пальмами и белоснежным песком на пляже, поэтому они решили сделать ее столицей своих Восточно-Африканских владений. В 1593 году по проекту португальского архитектора Джао Батисто Чьяратто они построили в Момбасе
С конца 17-го и на протяжении всего 18-го века за форт шли ожесточенные бои. Много арабов и португальцев полегло в этих битвах, однако ни те, ни другие не хотели уступать. За это время форт целых девять раз менял своих хозяев, при этом самая долгая осада форта арабами длилась около трех лет (март 1696 — декабрь 1698). Арабы были упрямы и настойчивы, однако португальцы оказались еще упрямее. Под конец осады в живых осталось всего лишь восемь португальских солдат, три индуса, две африканские женщины и мальчик. Они упорно сопротивлялись, глубоко в душе надеясь на подкрепление. Однако дождаться его никому из них так и не удалось.
Когда арабы ворвались в форт, в живых там остался один португалец. Был он голодный и уставший, однако безумно преданный родине и погибшим товарищам. Он заманил врагов на пороховой склад, соврав им, что там находится португальское золото. Когда арабы, расталкивая друг друга, кинулись искать богатство, храбрый португалец подорвал себя. От взрыва под рухнувшей башней погибло около двух десятков оманских солдат.
Естественно, новые хозяева восстановили разрушенную башню, однако порох решили хранить в другом месте. Завладев фортом, первым делом арабы ликвидировали португальскую церковь. Неподалеку от места, где была разрушена церковь, они вырыли колодец в 23 метра глубиной, на дне которого скапливалась морская вода. Воду арабы использовали для мытья во время предполагаемых длительных осад португальцев.
Португальцы, конечно же, уже в ближайшие месяцы опять попытались отвоевать Форт-Иисус. Попыток было много. Успеха удалось добиться только в марте 1728 года, через 30 лет. Однако хозяевами португальцы пробыли только год, потом арабам опять удалось захватить крепость и теперь уже на целых 160 лет.
В это время Момбаса стала центром восточноафриканской работорговли. Однако прибыль с торговли несчастными рабами получали не только арабы, а и англичане. Вообще, надо сказать, что англичанам очень нравился и Форт-Иисус, и Момбаса, и Восточная Африка в целом. Поэтому, когда в Англии в 1807 году работоторговлю запретили, а оставлять столь живописные места англичанам не хотелось, они решили завоевать эту землю силой. 18 января 1875 года к форту подошли несколько английских военных кораблей. Битва была долгой и ожесточенной, однако в результате англичанам таки удалось захватить форт. Кению объявили британской колонией, а Форт-Иисус преобразовали в тюрьму для особо опасных
Долгие годы форт использовался как тюрьма и только в октябре 1958 года, накануне признания независимости Кении, тюрьму распустили, а форт превратили в национальный памятник и открыли для посетителей.
Сейчас Форт-Иисус наконец-то обрел долгожданный покой. Давно уже никто не воюет за его древние крепости, не обстреливает из пушек каменные стены, не стонет в подземных темницах. Он давно уже привык к многочисленным туристам, которые иногда отковыривают кусочек камня себе на память, и серьезным археологам, пытающимся разгадать тайны древнего сооружения, которых у него еще немало….