Это необычайно интересная многофигурная композиция с множеством элементов. Она отчеканена из золота, размер ее невообразимо велик для вещицы такого назначения — около 30 см в высоту и по диаметру основания. Соответственно размерам — и вес: для ее изготовления скульптору было выдано 1000 золотых монет (по приблизительным подсчетам — около 6 кг металла).
««И я этому верю», — сказал король и встал из-за стола. Он позвал меня к себе в комнату и спросил меня, сколько золота требуется для этой солонки. «Тысяча скудо», — сказал я. Тотчас же король позвал своего казначея, которого звали монсиньор виконт ди Орбек, и велел ему, чтобы сей же час он выдал мне тысячу старых полновесных золотых скудо.
Король вернулся в Париж, и я к нему отправился, неся ему сказанную оконченную солонку; каковая, как я сказал выше, была овальной формы и величиной была приблизительно в две трети локтя, вся из золота, сработанная при помощи чекана.
И, как я сказал, когда я говорил о модели, я изобразил море и землю, обоих сидящими, и они перемежались ногами, как иные морские заливы заходят внутрь земли, а земля внутрь сказанного моря; так точно и я придал им это изящество.
Морю я поместил в руку трезубец в правую, а в левую поместил ладью, тонко сработанную, в каковую клалась соль.
Под этой сказанной фигурой были ее четыре морских коня, которые по грудь и передние лапы были конские; вся часть от середины кзади была рыбья; эти рыбьи хвосты приятным образом переплетались вместе; над каковой группой сидело с горделивейшей осанкой сказанное море; вокруг него были многого рода рыбы и другие морские животные.
Вода была изображена со своими волнами; затем была отлично помуравлена собственным своим цветом.
Для земли я изобразил прекраснейшую женщину, с рогом ее изобилия в руке, совсем нагую, точь-в-точь как и мужчина. В другой ее, левой руке я сделал храмик ионического строя, тончайше сработанный; и в нем я приспособил перец.
Пониже этой женщины я сделал самых красивых животных, каких производит земля; и ее земные скалы я частью помуравил, а частью оставил золотыми.
Затем я поставил эту сказанную работу и насадил на подножие из черного дерева; оно было некоей подходящей толщины, и в нем была небольшая выкружка, в каковой я разместил четыре золотых фигуры, сделанных больше чем в полурельеф; эти изображали ночь, день, сумерки и зарю.
Еще там были четыре других фигуры такой же величины, сделанные для четырех главных ветров…" - так описана солонка в автобиографии Бенвенуто Челлини, замечательного итальянского скульптора и медальера:"ЖИЗНЬ БЕНВЕНУТО, СЫНА МАЭСТРО ДЖОВАННИ ЧЕЛЛИНИ, ФЛОРЕНТИНЦА, НАПИСАННАЯ ИМ САМИМ ВО ФЛОРЕНЦИИ" (если верить, что это произведение действительно написано им самим).
Замечательная солонка! Идеальные фигуры, совершенно изумительная композиция, а о технике исполнения вообще говорить не приходится! И хочется разглядывать ее без конца, и хочется проникнуть в замысел автора как можно глубже!
Детское любопытство не всегда приводит к результатам, которых ждет любопытствующий. Так произошло и со мной. Для того чтобы получше разглядеть различные фигурки на этой солонке, я начал выделять ее фрагменты один за другим — благо, что в Сети нашелся снимок с большим разрешением. Сначала, естественно, это были крупные вещи, а вот потом… Потом начались вопросы!
Я обратил внимание на медальоны, разделяющие фигуры в основании солонки. Посмотрите, на них орудия крестьянского труда, какие-то вилы (хотя это могут быть и гарпуны), еще какие-то детали…
А ну, сказал я себе, теперь попробуем вставить в описание иллюстрации, фрагменты с фотографий. Попробовал. Не идет! Разночтения начались в самом главном: расположение солонки вовсе не то, что написано рукой Бенвенуто Челлини. Солонка расположена с той же руки, что и трезубец! А по тексту: «Морю я поместил в руку трезубец в правую; а в левую поместил ладью, тонко сработанную, в каковую клалась соль».
Идем дальше: «Затем я поставил эту сказанную работу и насадил на подножие из черного дерева…» — пишет скульптор. Но в описании, приведенном в Википедии, упоминается основание солонки из слоновой кости!
Что он пишет про женскую фигуру: «Для земли я изобразил прекраснейшую женщину, с рогом ее изобилия в руке…». Нет рога изобилия на фотографиях!
В авторском описании отсутствует даже намек на медальоны, разделяющие фигуры в основании солонки, и не упоминается раковина, в которую скульптор посадил мужскую фигуру.
А теперь надо вернуться к Википедии: «Сальера (солонка) бесценна уже потому, что это единственная ювелирная работа Челлини, атрибуция которой не вызывает никаких сомнений. Король Карл IX преподнёс её Фердинанду Тирольскому, после чего до XIX века „Сальера“ оставалась жемчужиной инсбрукского замка Амбрасс. Только с учреждением венского Музея истории искусств солонка была перемещена в столицу Австрии».
Таким образом, достоверно известно, что солонка работы Бенвенуто Челлини не уходила из поля зрения историков и владельцев с того момента, как она была сделана. Но в его жизнеописании — другая солонка! И вот ее судьба неизвестна! Очень может быть, что она где-то существует, в каком-то частном собрании, и не выставляется на обозрение, чтобы не вызвать никаких споров о том, кому она должна принадлежать. Возможен и другой вариант — она была переплавлена в монету, а такое с ювелирными изделиями случалось не раз.
В любом случае, рассматривая и изучая это произведение, вы получите дозу удовольствия и не меньшую дозу удивления: «Это же надо такое придумать! И для чего — для двух ложек соли и ложки перца!»