Что сделал в науке Н. Вавилов? Это учесть можно. Но не учесть - чего он не успел

Реклама
Грандмастер

Долгие годы и века считалось, что ботаника занимается каталогизацией растений. Были открыты и описаны многие тысячи видов растений и сортов одного и того же вида. Но все это было просто огромным справочником, в котором уже трудно было разобраться. Нужен был поистине всеохватный ум, чтобы найти в отдельных образцах сравнительные сходства и несходства, структурировать этот хаос.

И это сделал Вавилов Николай Иванович (25.11.1887 — 26.01.1943), советский генетик, растениевод, географ, ученый-биолог, создатель современных научных основ селекции, учения о мировых центрах происхождения культурных растений, их географическом распространении.

Николай Вавилов открыл такой же фундаментальный закон биологии, каким является для химии периодическая система Менделеева. Выведенный Вавиловым закон гомологических рядов (рядов подобия) впервые

Реклама
установил закономерность в хаосе растительного мира, позволив предсказывать появление новых видов.

Другое величайшее открытие Николая Вавилова — теория иммунитета растений, без которой сегодня не обходится ни один селекционер в мире.

Вавилов объездил полмира в поисках мест происхождения культурных растений, собрав в итоге уникальную коллекцию семян и клубней. Даже если бы исчезли все пищевые растения в мире — растениеводство можно было бы восстановить по этой коллекции.

Вавилов не был кабинетным теоретиком, все это интересовало его главным образом для того, чтобы победить голод на Земле. Ученые полагают, что если бы он продолжал свою работу, голода на планете стало бы значительно меньше.

Реклама

В 1919−20 гг. Вавилов исследовал Юго-Восток Европейской части СССР. В 1925 г. совершил экспедицию в Хивинский оазис (Средняя Азия). Организовал научные экспедиции по изучению растительных ресурсов Средиземноморья (Греция, Италия, Португалия, Испания, Алжир, Тунис, Марокко, территории Египта, Палестины, Сирии и Трансиордании), Эфиопии, Ирана, Афганистана, Японии, Западного Китая, Кореи, стран Северной, Центральной и Южной Америки и был руководителем многих из них.


Разносторонние исследования проведены Вавиловым в Афганистане (1924 г.).
Особый интерес представляла экспедиция в Эфиопию (1926−1927 гг.): Вавилов установил, что там находится центр происхождения твердых пшениц. Во время путешествия по Северной, Центральной и Южной Америке (1930 г., 1932−33 гг.)

Реклама
Н. И. Вавилов посетил Мексику, Гватемалу, Гондурас, Эквадор, Перу, Чили, Боливию, Бразилию и Аргентину, где провел ценные историко-агрономические исследования. Экспедиции под его руководством открыли новые виды дикого и культурного картофеля, взятые в основу практической селекции.

Н. И. Вавилов состоял членом и почетным членом многих зарубежных академий, в том числе Английской (Лондонское королевское общество), Индийской, Аргентинской, Шотландской; был избран членом-корреспондентом АН в Галле (Германия) и Чехословацкой академии, почетным членом Американского ботанического общества, Линнеевского общества в Лондоне, Общества садоводов Англии и др.

Но на пути Вавилова уже в 30-е годы возникало все больше помех, а затем и открытой вражды, перешедшей в организованную травлю. Трагедия Вавилова была частью трагедии эпохи. Травля Вавилова началась уже внутри Всесоюзного института растениеводства. Наука пополнялась людьми с очень слабой подготовкой, которые научные знания заменяли идеологической агрессией. Началась эра политических доносов.

Реклама

Лысенковцы обвиняли Вавилова в отрыве от практики, в антидарвинизме и даже в реакционности. Писали клеветнические статьи и брошюры. Множество знающих специалистов и талантливых ученых (дать даже обзорный перечень в формате данной статьи нет никакой возможности из-за огромного их количества) погибло в лагерях или было расстреляно, чем был нанесен совершенно сокрушительный ущерб науке и народному хозяйству (нет надобности объяснять, что прежде всего безвинно погибали люди).

Уже в 1931 году на Вавилова было заведено агентурное дело. Число доносов особенно возросло к концу 30-х годов. Некоторые писали доносы со страху или по принуждению, другие — для продвижения в карьере или просто из агрессивной зависти.

Реклама

Но самой страшной и, вероятно, решившей судьбу Вавилова была жалоба Т. Д. Лысенко в Кремль. В марте 1939 года на приеме у Сталина Лысенко дал ясно понять, что Вавилов является помехой в его деятельности на пользу социалистическому хозяйству. Ему удалось вызвать недовольство Сталина, а присутствовавший при этом Берия сделал соответствующие выводы. Судьба Вавилова (а в большой степени — и советского сельского хозяйства, и биологии в целом) была решена. В августе 1940 года его арестовали.

…Каждую ночь Вавилова уводили на допрос, а на рассвете приносили в камеру (идти он не мог) и бросали у порога. Следователю, старшему лейтенанту А. Г. Хвату применением пыток и лишением сна в течение многих суток удалось заставить Вавилова написать фантастическое признание в том, что он был врагом народа и замышлял вредительство в системе растениеводства. Первое время Вавилов даже в таких условиях пытался закончить свой научный труд по истории мирового земледелия. Но через год (год!) допросов и пыток он сильно изменился, почти не разговаривал, замкнулся в себе.

Реклама

Суд по делу Вавилова длился несколько минут и приговорил его к смертной казни. Но, поскольку его еще можно было использовать, ему было заявлено, что он получит полную возможность научной работы как академик. Вавилов обращался к Берии с просьбой дать ему возможность закончить в течение полугода составление «Практического руководства для выведения сортов культурных растений, устойчивых к главнейшим заболеваниям», а в течение 6−8 месяцев закончить при напряженной работе составление «Практического руководства по селекции хлебных злаков» применительно к различным условиям СССР. Но ответа он так и не получил.

В камере смертников Вавилов пробыл около года. За это время арестантов ни разу не вывели на прогулку. Им было запрещено переписываться с родными, получать передачи, даже мыться. К весне 1942 года он тяжело заболел цингой, затем дизентерией. К двум академикам, Вавилову и Лупполу, посадили какого-то помешанного, который, пуская в ход кулаки и зубы, отнимал у них пайку хлеба.

Реклама

В это же время Вавилов был избран членом Лондонского королевского общества, но никогда не узнал об этом.

Забвение трудов Вавилова отбросило сельское хозяйство страны на несколько десятков лет назад. Мировая биология также понесла огромную утрату.

В январе 1943 года один из величайших ученых мира умер в тюрьме.

Николай Вавилов был реабилитирован посмертно в 1956 г.


Псевдоучение Лысенко нанесло непоправимый ущерб советскому сельскому хозяйству. Под руководством Лысенко была полностью разгромлена советская генетика. Позже было однозначно доказано, что все его теории основаны на лженаучных исследованиях и фальсификациях результатов опытов.

Умер Лысенко в 1976 году.

Следователь Хват дожил до 90-х годов и продолжал получать от государства солидную пенсию за свой «беззаветный труд».

Реклама