Великая Ахматова и гениальный итальянец. Друзья или более?

Реклама
Дебютант

Все знают великую русскую поэтессу Анну Андреевну Ахматову (настоящая фамилия Горенко). Но далеко не все знают о ее связи с экстравагантным итальянским художником конца XIX — начала XX века, одним из самых известных представителей экспрессионизма. Этим художником был Амедео Клементе Модильяни.

О жизни художника известно немного, но факт, что в 1906 он переехал в Париж, где познакомился с художниками Пабло Пикассо и Константином Брынкуши, которые оказали значительное влияние на творчество Модильяни. Но Амедео имел свой неповторимый, не похожий ни на кого стиль, и даже сейчас искусствоведы не могут отнести творчество Модильяни ни к одному из современных направлений. При жизни его работы не имели успеха, лишь после смерти художника обрели популярность.

Реклама

Модильяни познакомился с Ахматовой в Париже в 1910 году. Они виделись всего несколько раз, но художник всю зиму писал ей письма: «Вы во мне как наваждение…» По мнению самой Анны Андреевны, Модильяни поразило умение поэтессы угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие уникальные ее качества, за кои близкие окрестили ее ведуньей.

Ахматова приехала в Париж провести медовый месяц с мужем Николаем Гумилевым и пробыла в этом городе не так долго. Однако общение с Модильяни продолжилось и в 1911 году. Художник создал 16 портретов Анны Ахматовой.

Амедео очень любил слабый пол. Сотни женщин побывали в постели этого итальянского красавца. По словам Модильяни, в 15 лет его соблазнила горничная, которая работала в их доме. Модильяни быстро втянулся в богемную жизнь, пристрастился к выпивке. Художник любил посещать бордели, но все же основная масса его любовниц были его натурщицами. А на протяжении карьеры он поменял сотни натурщиц. Многие позировали ему обнаженными, и во время работы часто прерывались на занятия любовью.

Реклама

Всю весну Анна навещала живописца в его мастерской. В мае было готово уже около пятнадцати портретов. Ахматова была в восторге от картин. Но художнику казалось, что он не сумел уловить в Анне самое главное. Однажды она пришла позировать и увидела, что художник очень неразговорчив и угрюм. Анна поинтересовалось, в чем причина такого поведения Амедео. Модильяни ответил, что ночью ему приснился неприятный сон. Содержание сна художник полностью не запомнил, но тяжесть в душе осталась. Анна попросила рассказать сон, но Модильяни отказался и продолжил рисовать. Ахматова закрыла глаза, глубоко задумалась и в точности пересказала сон художника. Модильяни побледнел, сорвал незаконченный портрет и за час нарисовал новый. Этот рисунок весь состоял из ломаных линий. Мастер был доволен — этот рисунок отражал красоту переменчивой души поэтессы. Во время революции 1917 года портреты были уничтожены, солдаты крутили из них самокрутки, но тот последний портрет, из ломаных линий, уцелел.

Реклама

Общению художника и поэтессы способствовало также свободное владение Анны французским языком и доскональное знание ею французской поэзии. Через 55 лет после их знакомства Ахматова опубликовала эссе о Модильяни. О многих вещах поэтесса умолчала. Она всячески отрицала пьянство художника, хотя ее муж, Николай Гумилев, называл его «пьяным чудовищем».

В своем очерке Анна уверяет, что они лишь гуляли по Парижу и разговаривали. Но во время пребывания в этом городе всегда продуктивно создающая стихи Ахматова написала всего лишь два стихотворения. Художник утверждал, что красивые женщины плохо выглядят в платьях, поэтому неоспорим тот факт, что Ахматова позировала обнаженной.

Реклама

Существует множество споров и легенд о связи Модильяни и Анны Ахматовой. Об этом написаны книги и снят фильм. Три рисунка поэтессы, обнаруженные в коллекции друга художника Поля Александра, могут говорить об их интимной близости. На одном из них изображена обнаженная Ахматова, которая лежит на животе в сексуальной позе. Рисунки красивой обнаженной Анны выполнены с особым изяществом и трепетной любовью. Анна всячески отрицала их интимную связь даже спустя 55 лет. Она говорила, что у них было слишком мало времени, чтобы что-нибудь произошло. Однако это утверждение опровергает тот факт, что весной 1911 года Ахматова встречалась с Модильяни не только днем, но и ночью.

Реклама

После возвращения Анны из Парижа Амедео более ей не писал. Она тяжело переживала разрыв и считала его предателем. Ахматова пыталась забыть Модильяни. В 1912 она поехала в Италию, но и там посещала места, связанные с художником. До конца жизни она не смогла забыть Амедео Клементе Модильяни.

«Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе
Ты, в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышала утром льдом».
(Анна Андреевна Ахматова)

Реклама