О жизни художника известно немного, но факт, что в 1906 он переехал в Париж, где познакомился с художниками Пабло Пикассо и Константином Брынкуши, которые оказали значительное влияние на творчество Модильяни. Но Амедео имел свой неповторимый, не похожий ни на кого стиль, и даже сейчас искусствоведы не могут отнести творчество Модильяни ни к одному из современных направлений. При жизни его работы не имели успеха, лишь после смерти художника обрели популярность.
Модильяни познакомился с Ахматовой в Париже в 1910 году. Они виделись всего несколько раз, но художник всю зиму писал ей письма: «Вы во мне как наваждение…» По мнению самой Анны Андреевны, Модильяни поразило умение поэтессы угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие уникальные ее качества, за кои близкие окрестили ее ведуньей.
Ахматова приехала в Париж провести медовый месяц с мужем Николаем Гумилевым и пробыла в этом городе не так долго. Однако общение с Модильяни продолжилось и в 1911 году. Художник создал 16 портретов Анны Ахматовой.
Амедео очень любил слабый пол. Сотни женщин побывали в постели этого итальянского красавца. По словам Модильяни, в 15 лет его соблазнила горничная, которая работала в их доме. Модильяни быстро втянулся в богемную жизнь, пристрастился к выпивке. Художник любил посещать бордели, но все же основная масса его любовниц были его натурщицами. А на протяжении карьеры он поменял сотни натурщиц. Многие позировали ему обнаженными, и во время работы часто прерывались на занятия любовью.
Всю весну Анна навещала живописца в его мастерской. В мае было готово уже около пятнадцати портретов. Ахматова была в восторге от картин. Но художнику казалось, что он не сумел уловить в Анне самое главное. Однажды она пришла позировать и увидела, что художник очень неразговорчив и угрюм. Анна поинтересовалось, в чем причина такого поведения Амедео. Модильяни ответил, что ночью ему приснился неприятный сон. Содержание сна художник полностью не запомнил, но тяжесть в душе осталась. Анна попросила рассказать сон, но Модильяни отказался и продолжил рисовать. Ахматова закрыла глаза, глубоко задумалась и в точности пересказала сон художника. Модильяни побледнел, сорвал незаконченный портрет и за час нарисовал новый. Этот рисунок весь состоял из ломаных линий. Мастер был доволен — этот рисунок отражал красоту переменчивой души поэтессы. Во время революции 1917 года портреты были уничтожены, солдаты крутили из них самокрутки, но тот последний портрет, из ломаных линий, уцелел.
Общению художника и поэтессы способствовало также свободное владение Анны французским языком и доскональное знание ею французской поэзии. Через 55 лет после их знакомства Ахматова опубликовала эссе о Модильяни. О многих вещах поэтесса умолчала. Она всячески отрицала пьянство художника, хотя ее муж, Николай Гумилев, называл его «пьяным чудовищем».
В своем очерке Анна уверяет, что они лишь гуляли по Парижу и разговаривали. Но во время пребывания в этом городе всегда продуктивно создающая стихи Ахматова написала всего лишь два стихотворения. Художник утверждал, что красивые женщины плохо выглядят в платьях, поэтому неоспорим тот факт, что Ахматова позировала обнаженной.
Существует множество споров и легенд о связи Модильяни и Анны Ахматовой. Об этом написаны книги и снят фильм. Три рисунка поэтессы, обнаруженные в коллекции друга художника Поля Александра, могут говорить об их интимной близости. На одном из них изображена обнаженная Ахматова, которая лежит на животе в сексуальной позе. Рисунки красивой обнаженной Анны выполнены с особым изяществом и трепетной любовью. Анна всячески отрицала их интимную связь даже спустя 55 лет. Она говорила, что у них было слишком мало времени, чтобы что-нибудь произошло. Однако это утверждение опровергает тот факт, что весной 1911 года Ахматова встречалась с Модильяни не только днем, но и ночью.
После возвращения Анны из Парижа Амедео более ей не писал. Она тяжело переживала разрыв и считала его предателем. Ахматова пыталась забыть Модильяни. В 1912 она поехала в Италию, но и там посещала места, связанные с художником. До конца жизни она не смогла забыть Амедео Клементе Модильяни.
«Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе
Ты, в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышала утром льдом».
(Анна Андреевна Ахматова)