Действующий в отсутствие каких-либо правовых норм, сдерживающих его аппетиты, он мог позволить себе извлекать при этом ничем фактически не контролируемые доходы за счет писательского труда, поскольку не существовало никаких письменных договоров, разделяющих взаимные права автора и издателя, а, следовательно, и регламентирующих доходы издателя.
Согласно энциклопедическому словарю
Аналогичным образом сформулировано это понятие и в юридическом словаре: «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОГОВОР — гражданско-правовой договор, в силу которого одна сторона (издатель) обязуется издать (переиздать) произведение, созданное другой стороной (автором). Сроки издания (и передачи автором издателю) произведения устанавливаются в договоре. Одна из наиболее распространенных форм уступки прав использования (обнародования и (или) распространения) литературных произведений. Подчиняется общим положениям об авторских договорах.» Из этого определения видно, что понятие издательского договора более конкретизировано и указывает на существенные стороны такового.
Ранее, до формирования понятия «издательский договор», нередко так происходило, что значительный успех какой-либо книги приносил доход одному лишь лицу — издателю, который сумел за ничтожную сумму приобрести означенную книгу в полную свою собственность, то есть фактически выкупал у автора все права имущественного характера на данное произведение. И после издания данной книги автор вовсе не имел права претендовать на какой-либо доход с издания этой книги.
Бывало и так, что писатели вынуждены были фактически состоять в подчинении у издателя, получая от последнего незначительные выплаты, а взамен брали на себя обязательства за определенную сумму и в установленные сроки поставлять ежемесячно и ежегодно определенное количество печатных листов. Нетрудно себе представить, какого качества были эти произведения, написанные под нажимом нужды и поспешности. Для автора это был нелегкий хлеб.
Однако случались и исключения, и иногда издатель делал ставку на никому неизвестного или малоизвестного автора с совсем невысокой продуктивностью и финансировал его длительное время, надеясь и веря в его талант и будущие творческие успехи. Множество подобных взаимных связей, окрашенных взаимными симпатиями и антипатиями, всевозможными оттенками недоверия и подозрительности, обожания и ненависти, веры и разочарований, дружбы и ненависти, наполняют всю историю книгоиздательства, куда вписаны навечно все писательские печали, радости, надежды и поражения.
Великий Оноре де Бальзак не был исключением в своем отношении к деньгам, а потому всегда стремился стать богатым. Реализуя свое намерение, он населял свои произведения персонажами, которые в его книгах жили, ворочая значительными суммами, а потом теряли их. Но даже великий Бальзак не избежал тяжелой ноши — работы на издателя, повинуясь устанавливаемым последним срокам. Однако постоянная работа на износ подточила его физические и душевные силы уже фактически к пятидесяти годам. Возможно, что именно поэтому он оказался одним из самых ярких защитников авторского права.
Не менее известной жертвой денежных отношений с издателем был замечательный автор рыцарских романов Вальтер Скотт, рано прославившийся, что и принесло ему значительные денежные поступления. Желание упрочить свое положение подвигло его на то, чтобы войти компаньоном в издательскую фирму, которая и публиковала его книги, однако фирма обанкротилась, и писатель оказался в больших долгах. Гордость не позволила ему принять предлагаемую денежную помощь, а заставила его с удвоенной скоростью работать над созданием новых произведений, что, однако, в значительной мере ухудшило их качество, истощило мастера физически и нравственно, а это повлекло его скорую смерть.
Деньги — сладкий дар, но обманчиво-горький советчик, поскольку, становясь частью творческой работы, они вносят в нее нотки разрушения, создают тенденцию для превращения творческой работы, не терпящей торопливости и поспешности, в непрерывный процесс «кропания» малозначительных «безделиц», художественно лишь слегка обработанных. Особенно опасна для писателя ранняя и скорая слава. Осознав, что именно в его творчестве нравится читателю, что, конечно же, делает его произведения востребованными, автор и будет стараться создавать именно такие востребованные творения, пусть часто и в ущерб их художественным достоинствам.
Трудно осуждать автора за это, ибо все мы — существа земные и нуждаемся в благах материальных для поддержания своего земного существования. Как говорится, каждый зарабатывает, как может. И при этом нельзя забывать и о том, что далеко не каждый писатель будет терпеливо сносить нужду и лишения в надежде создать нечто гениальное, поскольку из чисто физиологических потребностей ему надо питаться, а это требует денежных средств. Поэтому и разговоры о «чистом» искусстве ради самого искусства, неомраченного разговорами о заработке, тоже, надо признать, лишены смысла. Вероятно, уместно искать некую золотую середину, которая только и позволит писать вещи не в разрез с собственной идеологией и понятиями об искусстве, и в то же время востребованными и хорошо при этом оплачиваемыми. Счастлив тот мастер, который этого добивается!
Поэтому, видимо, и в заключаемом между автором и издателем договоре не должно быть «кабальных» для автора условий, что сделает его творческий труд литературной поденщиной, а его самого превратит в раба издателя. Не секрет, что некоторые даровитые авторы, готовы писать под другое лицо, работая на чужой, как сейчас принято говорить, «бренд», игнорируя собственное имя, но зато получая весомые денежные бонусы. Ну тут уж каждому свое, и судить их так же не за что, ибо таков их собственный выбор, а каждый автор имеет право на него.
Успехов вам в выборе собственного пути к нелегкой литературной славе и признанию! Легкого пера и весомых, не только моральных, похвал ваших издателей и читателей!