Наркиз Николаевич Бунин (1856−1912) происходил из потомственных дворян Воронежской губернии (Землянский уезд). Окончил военную гимназию, учился в Горном институте.
Дослужился от рядового до полковника — непростой путь строевого офицера. Это прекрасная военная биография. (Кстати, довелось ему служить с великими князьями, что, конечно же, не помешало в дальнейшем в заказах и продаже картин).
Одновременно Бунин обнаружил большой интерес и талант к живописи, закончил вольнослушателем Академию художеств и стал одним из известных, а ныне забытых, художников-баталистов.
В его картинах нашли отражение как будничная жизнь российской армии, так и боевые эпизоды трех войн: «Часовой лейб-гвардии Конного полка в Зимнем дворце», «Под Горным Дубняком», «Привал егерей на маневрах», портрет Наполеона, «Смерть генерала Келлера».
Но вот на выставке в «Пассаже» в 1903 году случился нешуточный скандал с актом вандализма, и вызвала его картина Бунина «Рыбалка». Страшным оскорблением посчитали многие то, что рыбаки были изображены с голыми ногами и в рубахах. И не кто-нибудь, а Лев Толстой и Илья Репин!
Сам Бунин, кстати, утверждал, что сходство случайное. Просто, «человек, похожий на…». (Впоследствии он, правда, признал своих героев, но заявил, что против культа кого бы то ни было). Однако сын Толстого, Лев Львович Толстой, бывший на выставке, немедленно подал телеграмму отцу с просьбой о совете (ответ неизвестен). А московский критик пишет сангиной на картине слово «мерзость», сам просит вызвать полицию и начинает бурную кампанию.
Разгорелась дискуссия. Федор Соллогуб выступил в защиту картины. Подключился Афанасий Фет, утверждавший, что сам видел один раз графа, ловящим рыбу по колено в воде. Вспоминали и об определенном способе рыбалки: когда за всплывающей рыбой лезли в воду, предварительно замутненную. Или сетью — тоже часто приходится мочить ноги…
Но — против картины собирались подписи, она была снята с выставки, хотя количество посетителей выросло в сотню раз. Критик Любошиц, испортивший полотно, был подвергнут шестидневному аресту. И, по одним сведениям, картину тут же купили, и значительно дороже, чем предполагалось. По другим — сам художник вывез ее за границу и выставлял.
Самое забавное, что за два года до этой выставки сам И. Репин изобразил Л. Толстого босиком. Тогда писатель с юмором поблагодарил художника за то, что на нем оставили панталоны. Газеты шутили: не было ли со стороны Бунина маленькой мести за Толстого, ведь и Репин на бунинской картине тоже без панталон? Шутки шутками, но все обращали внимание на то, что рубаха Льва Толстого и вовсе не покрывала колен.
До сих пор существуют прямо противоположные точки зрения на картину, хотя сама история давно быльем поросла. Это не глобальный вопрос о нравственности, это вопрос о допустимости нестандартного изображения великих мира сего. Когда речь идет о сатире и карикатуре (как, скажем, у А. Будаева), то скрипя зубами принимается. Когда в рамках академической живописи — возможны эксцессы. Властители душ обязаны быть при параде.
Да и разве мы не знаем, как многие деятели очень серьезно относятся к собственной персоне, бронзовеют на глазах, превращаясь в пожизненный памятник самим себе. Мужские головы — как бюсты, женские — как маски, такие вот нестареющие небожители. И не узри в великом человеке человека обычного — основной принцип на все времена. Как когда-то занемогшая китайская принцесса могла только высунуть ладошку или пальчик, чтобы врач имел возможность определить болезнь…
Тем не менее, право каждого человека, даже публичного, на «неприкосновенность» своих ног, рук и в целом частной жизни пока еще теоретически не подвергается сомнению. Впрочем, каждый сам определяет границы дозволенного.
А Наркиз Бунин продолжать писать батальные сцены, был он и многократно награжден за свою художественную деятельность. Через год после его смерти в Петербурге состоялась посмертная выставка художника-баталиста.
Картины Н. Бунина есть в Эрмитаже, Артиллерийском и Военно-морском музеях, художественных музеях разных городов, в частных коллекциях. О судьбе многих картин ничего не известно. Кстати, и большая, с иллюстрациями, монография о художнике была украдена из Российской Национальной библиотеки.
Однако забытые имена потихоньку возвращаются, в том числе, и благодаря всевозможным интернет-проектам. А вопросы остаются вопросами, раз они и через сотню лет вызывают противоречивые чувства. Даже в наш век неугомонных папарацци. Не говоря уже о «перфомансах» некоторых деятелей изобразительного искусства.