В этом году 30 ноября исполнится 15 лет с того момента, как Указом Президента
Для того чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобраться, когда и где в истории человечества встречались похожие изображения.
На данный момент самой древней находкой считается печать из шумерского города Лагаш, датированная серединой III-го тысячелетия до н.э. Шумерская цивилизация оставила после себя множество загадок, и что на самом деле мог означать орёл с двумя головами для шумеров, остаётся только догадываться.
Следующей по времени создания (ориентировочно ХIII век до н.э.) являются наскальные рельефы, найденные археологами в Турции, на месте бывшего хеттского царства. Есть предположение, что хетты считали двуглавого орла спутником бога грозы Тишуба, и уже в то время он был символом правящей династии. Кстати, греко-римского бога Зевса (Юпитера) также сопровождал орёл.
Похожие изображения встречаются в VI в. до н.э. в Мидийском царстве (Передняя Азия) во время правления Киаксара (625−585 гг. до н.э.).
Позже следы двуглавого орла обнаруживают себя в Риме. В 293 году римский император Диоклетиан создаёт тетрархию — форму управления государством, когда страна делилась на две части — Восточную и Западную. В каждой из них было по два первых лица — Август, старший император, и Цесарь — младший. В тот период орел с двумя головами обозначал единство двух частей империи. А с 326 года Константин Великий официально делает орла с двумя головами своей эмблемой и гербом Византии.
По официальной версии, на Русь символ двуглавого орла пришёл именно из Восточной Римской Империи, когда Иван III Васильевич женился на племяннице последнего императора Константина Палеолога — Софье (Зое). После того, как Константинополь был завоёван турками, и великой Византии не стало, молодое Российское государство как бы переняло эстафету от древней Империи. Первое достоверное упоминание по версии Карамзина об использовании этого символа на Руси — 1497 год, тогда московский князь Иван III поставил печать с изображением орла на меновую грамоту.
Но существуют также и другие предположения, об истории появления российского герба. К примеру, «ордынская» версия. Ещё в середине 14 в. хан Дженибек чеканил это изображение на своих медных монетах — орёл вполне мог быть заимствован оттуда.
В Европе эта птица встречается повсеместно, например, с 12 в. в её можно встретить на гербах германских императорских домов Гогенштауфонов, на монетах Фридриха Барбароссы, на сицилийских монетах, а также в элементах геральдики многих стран этого региона.
В прикладном искусстве Руси это изображение известно ещё с 13 в. — на Златых вратах Рождественского собора в Суздале можно было увидеть двуглавого орла.
Имеются свидетельства о том, что князь Михаил Борисович Тверской, управлявший Тверью с 1461 по 1486 год, поместил двуглавого орла на свою печать и одно время выпускал монеты с этим изображением.
Судя по всему, официальная версия про появление орла в 1497 году может быть подвергнута обоснованной критике. Но и так понятно, что в то время двуглавый орёл был достаточно популярным государственным символом и, независимо от источника, был выбран для того, чтобы обозначить молодую Российскую государственность.
При Петре I герб, как и Россия в целом, претерпел значительные изменения. Петр Алексеевич систематизировал геральдическую систему, а получив титул императора, увенчал орла императорскими коронами вместо прежних царских. Цветовая гамма также получила значительные изменения — желая подчеркнуть преемственность от Римской Империи, двуглавый орёл стал изображаться чёрным на золотом фоне, в отличие от своих предшественников — раньше самого орла обычно рисовали золотым.
С петровских времён герб периодически изменялся, но всегда его основным элементом был двуглавый орёл, вплоть до известных событий 1918 года, когда его убрали с гербов, печатей и других государственных символов. Дольше всего орлам удалось продержаться на Кремлёвских башнях — до 1935 года, пока их не заменили рубиновыми звёздами.
И сейчас, после того как Россия вновь обрела свой утраченный символ, у двуглавого орла появляется новый смысл — единение в одном как советского периода, так и монархического. И только объединив и примирив в себе эти разные, но всё же последовательные периоды истории нашей страны, возможно перейти на качественно новый этап развития «великого и могучего» государства Российского.