Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I веке нашей эры: стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной подкладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. Средневековые нравы посчитали стеклянные зеркала дьявольскими происками, и средневековые модницы вернулись к отполированным зеркалам и специальным тазикам с водой.
Выдувать сосуды из стекла научились в XIII веке. Этим прославилась Венеция. Стеклодувом выдувался большой шар, потом в стеклянную колбу вливали расплавленное олово. Оно растекалось по внутренней поверхности, а когда остывало, шар просто разбивали на кусочки.
Настолько был важен секрет этого ремесла, что в 1291 году всех стеклодувов Венеции переселили на остров Мурано. Этот шаг позволил Венеции монопольно владеть технологией создания зеркал более двух веков. Но изделия венецианских стеклоделов были настолько дорогими (они были в несколько раз дороже картин Рафаэля, стоили примерно как морское судно или целое поместье), что вынудили Францию выкрасть секрет их изготовления.
Французскому послу в Венеции было дано поручение: подкупить двух-трех мастеров и переправить их во Францию. Несколько муранских мастеров согласились бежать во Францию. Там их спрятали так хорошо, что венецианские шпионы не сумели напасть на их след. Через несколько лет в глубине дремучих лесов Нормандии открылся французский завод зеркального стекла…
Именно во Франции придумали получать стекло не выдуванием, а литьём. Расплавленное стекло из плавильного горшка выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом. Плоское стекло «смачивали» ртутью и приклеивали таким образом на его поверхность тонкий слой олова.
В России стекольное дело зародилось, как и многие другие ремёсла, в эпоху Петра I. В 1705 году начали строить мануфактуру на Воробьевых горах в Москве — «амбар каменный длиной восемьдесят три фута, в вышину десять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины».
Стеклу, в том числе и зеркальному, находилось применение во все времена. С началом XX века оно перестало быть экзотикой и стало привычным предметом обихода. Также зеркала стали широко применять в технике: с их помощью создают микроскопы, телескопы, объективы, прожекторы.
Подходить к процедуре выбора зеркала для дома надо ответственно. Сейчас изобилие моделей может удовлетворить самый придирчивый вкус. Но, отправляясь в магазин за зеркалом, принимайте во внимание не только дизайн и качество. Тысячелетиями за зеркалами сохраняется слава самых магических и таинственных предметов. Поэтому очень важно соблюдать простое правило: покупать нужно только то зеркало, в котором вы понравились сами себе.
Греческий философ Сократ предписывал юношам чаще смотреться в зеркало — чтобы те, кто обладает достойной внешностью, не обезображивали её пороками, а те, кто уродлив, заботились о том, чтобы украсить себя добрыми делами.
И пусть ваши зеркала всегда будут объективными!