Примерно так рассудил в 945 году князь Игорь, собрав дань с древлян. Повторная попытка оказалась роковой. Возмущенные древляне перебили княжескую дружину во главе с ненасытным князем.
Чтобы верноподданные не роптали, налог должен быть понятен и одобрен. Например «полоняничные деньги». Цель была провозглашена благороднейшая — освободить земляков из полона. Ну, кто на это денег пожалеет? Вот и пускали власти «шапку по миру», начиная с 1551 года. Тридцать лет — от случая к случаю.
А потом все привыкли. Власти — собирать деньги, прикрываясь благородным поводом, население — платить. И платило еще сто лет, до 1679 года фиксированную сумму с каждой сохи. Неплохо платило. Тысяч по 150 полновесных рублей ежегодно.
В российской истории немало примеров странных налогов. Но если присмотреться повнимательнее, далеко не все странности окажутся таковыми на самом деле.
Например, «налог на дым». Не путайте с обсуждаемыми ныне размерами табачных акцизов. Это не тот дым, а поднимающийся из печных труб.
На первый взгляд — чистое ретроградство: если изба «курная», то есть топится по-черному — налог платить не надо, а если поддерживает хозяин передовые «ноу-хау» и выстроил себе печь с трубой — изволь раскошелиться.
А идея создателей налога, скорее всего в том, чтобы заставить платить того, у кого есть чем поделиться с «любимым» государством. Беднота, голь перекатная никогда не соберется себе настоящую печку возводить, нечего их и теребить без толку. А вот если нашел человек средства, чтобы «улучшить свои жизненные условия», пусть и о радетелях своих не забывает.
Кстати, в том или ином виде похожие сборы существовали и в других странах, например, в Венгрии и Румынии.
Бывало и так, что налоги вводили не только с целью сбора средств, но и для того, чтобы искоренить устоявшиеся привычки. Всем известен петровский налог на бороду. Существует мнение, что монарх просто из кожи лез вон, чтобы придумать новые подати, потому как на нововведения денег не хватало катастрофически.
Так оно и было. Но борода — не просто повод для того, чтобы положить в казну лишнюю копейку. Борода — символ старой России, всего того, от чего Петр стремился избавиться. А если ты с бородой, значит против реформ. Плати!
И платили. Дворяне по 60 рублей, купцы по 100, холопы по 30. Крестьяне — что с них, темных, взять, носили бороды даром. Но только у себя в деревне. На въезде в город и на выезде приходилось и им раскошеливаться на копеечку. Тоже немало для трудового люда.
И никаких полумер. Если за реформы — сбривай бороду! Желаешь носить новые модные наряды — сбривай бороду! К бороде полагалось только старое платье, сочетать с ней можно было «зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем».
Ослушавшихся царского указа модников ждало наказание, с них повторно взыскивали годовую плату за бороду. Ну, а чтобы «земля горела под ногами» бородачей, осмелившихся рискнуть, половина сбора отдавалась доносчику, сообщившему властям о нарушителе.
Денег Петру действительно не хватало. Чем-либо другим объяснить указ 1704 года трудно. По указу вводился в действие «налог на чистоту». Каждый владелец домашней бани отныне был обязан за нее платить казне. Купцы по трешке, дворяне по рублю, а крестьяне по пятиалтынному.
Лучше всех царя должны были понимать его сподвижники — «госслужащие». Всем государевым чиновникам дополнительно вменялось в обязанности появляться на рабочем месте только чистыми и опрятными. А если кто не совсем правильно воспринимал «политику партии и правительства», тому полагался штраф пять рублей.
За долгие годы существования государства российского примеров «творческого» применения налогообложения верноподданных накопилось множество. В статье упомянута лишь малая их толика. Да разве обо всех напишешь?