Кто такие варвары? Римский народ, по праву гордившийся своей культурой, мало интересовался своими северными соседями. Однако позже ему пришлось вплотную столкнуться с варварами — так древние греки, а затем и римляне называли чужеземцев, говоривших на непонятных языках. Два германских племени — кимвры и тевтоны — вторглись в пределы империи. Неорганизованные германцы не смогли противостоять отпору хорошо подготовленных римских легионеров и были вынуждены отступить.
Падение Рима
Время шло. Некогда могущественная Римская Империя терял свою силу и власть над завоеванными территориями и племенами. Мятежи внутри огромной империи, постоянные атаки окружающих племен, все это ослабляло мощь государства. И вот в 476 году нашей эры вождь племени скиров Одоакр сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Варварские племена, которые так презирались римским народом, заполонили западные рубежи.
Некогда невежественные племена теперь впитывали культурное наследие Рима (уничтожая большую часть оного). Для германцев это была пора знакомства с более культурным гало-римским населением. У римлян был совсем иной уклад жизни. Если законники (старейшины и вожди племен) германцев помнили обычаи и законы своего племени наизусть, то у римлян подобная информация давно была подробно «задокументирована». В империи давно существовало множество законодательных сборников, на основании которых и вершилось правосудие. Недаром и по сей день, на первых курсах юридических факультетов изучается дисциплина под названием «Римское право».
Появление «варварской правды»
Германцы все теснее смешивались с местным населением. Постепенно стали забываться древние порядки и обычаи, передаваемые из уст в уста, от стариков к молодежи. Появлялись другие, отражающие условия новой жизни германцев. И вот теперь, когда законов становилось все больше, а сами они все сложнее, германцы решили, по примеру римлян, их записать. К этому времени многие уже говорили на латыни. На этом языке и производилась запись законов.
Такой свод законов назывался «варварской правдой». Каждое племя писало свою «правду» и судило по ней же. О справедливости такого суда можно судить по следующему факту. В то время весьма распространенным являлось «испытание по божьему суду». Подозреваемому наносилось увечье, зачастую ожоги (либо руку в кипяток, либо железом раскаленным прижигание). Если заживала, скажем, рука в заведомо невозможный срок — приговор выносился оправдательный. Нет — приговор был обвинительным, божий суд, мол, невиновного не позволил бы наказать, совершил бы чудо. Наказания предусматривали самые разные — от штрафов и пожизненного рабства вплоть до смерти.
«Варварские правды» просуществовали примерно до 11 века и утратили своё значение по мере укрепления феодального строя. На смену варварским законам пришли не менее жестокие законы феодального общества.
Вот такая «правда» была у варваров. Справедливая для одних и горькая для других, но и она сыграла свою значительную роль в истории, определив путь развития германцев.