Советские переписи до Великой Отечественной войны
После проведения переписи населения 1897 года в России до Октябрьской революции проводились только переписи промышленных предприятий (1900 и 1908 гг.) и сельскохозяйственных машин, орудий, учет скота — с 1903 по 1916 гг. После революции, летом 1918 года, в Петрограде и Москве были проведены первые советские переписи городского населения. Затем было принято решение о проведении Всероссийской переписи населения в августе 1920 года.
Днем, по состоянию на который проводился опрос жителей, было выбрано 28 августа, так как раньше на эту дату приходился церковный праздник и считалось, что опрашиваемым легче вспомнить, какие события произошли незадолго до 28 августа, а какие — уже после названной даты. Из-за гражданской войны переписью не были охвачены 70% территории бывшей Российской империи — Сибирь и Дальний Восток, Белоруссия, Крым, три губернии Украины, потому эта перепись не была всеобщей. Тем не менее, оказалось, что в переписи приняло участие 72% населения страны.
Для проведения учета было привлечено 103 тысячи счетчиков и 11 тысяч инструкторов. Можно представить себе, какой сложной и порой опасной была работа счетчиков в то время, особенно в сельской местности. В некоторых деревнях переписчиков раздевали, так как думали, что это черти и у них есть хвосты. Кое-где вообще не впускали в дома. Бывали случаи нападения бандитов, уничтожавших весь переписной материал, а попробуй-ка его восстанови снова! Для сбора данных использовался личный листок учета, кроме того, в городах — квартирная карта, а сельской местности — подворная ведомость. Особое внимание уделялось выявлению грамотности, рода занятий, профессии, источников средств существования.
17 декабря 1926 г. была проведена вторая, уже Всесоюзная перепись населения (кроме острова Сахалин, где учет завершили лишь в феврале 1931 г.). В учетном листке этой переписи изменили вопрос о народности на национальность, грамотность определялась умением читать хотя бы по слогам и подписывать свою фамилию. Были вопросы о месте рождения и продолжительности постоянного проживания, вопросы об увечьях и психических заболеваниях. Следовало указать причины увечья, получены ли они во время прошедших войн, являются врожденными или полученными на работе. Численность населения СССР по этой переписи составила 147,0 млн. человек.
Через одиннадцать лет, в январе 1937 г. проводилась следующая, Всесоюзная перепись населения, которая должна была показать всему миру достижения первой страны социализма. Но в истории отечественной статистики она осталась самой темной и трагедийной страницей. Проводили ее в течение одного дня 6 января, по состоянию на 12 часов ночи с 5 на 6 января. К переписи тщательно готовились — было выпущено большое количество агитационной литературы: 1 млн. брошюр, 2 млн. листовок на 29 языках, 300 тысяч красочных плакатов, а в продажу поступило около 10 млн. коробок спичек с лозунгами. Было подготовлено свыше 1 млн. счетчиков.
В переписи велся учет только наличного населения. Из переписных листков были исключены вопросы о жилище, семье, о месте рождения и продолжительности проживания в одном месте, о побочном занятии, положении в занятии, дававшие характеристику социального статуса. Но включены вопросы о вероисповедании и грамотности.
Результаты переписи оказались настолько не соответствующими ожидаемым, что произвели эффект разорвавшейся бомбы. Руководство страны рассчитывало, что прирост населения по сравнению с 1926 годом составит около 37,6 млн. человек, а на деле оказалось, что оно составляет всего 156 млн. (против 147 в 1926-м). Выявились огромные людские потери, в том числе от страшного голода 1932−1934 годов (по разным оценкам от 6 до 8 млн. человек). Резко увеличилось население в северных и восточных районах — в результате массовых репрессий и ссылок. На вопрос об отношении к религии даже не сильно верующие люди называли себя православным, мусульманином,
И. Сталин признал результаты переписи «вредительскими», организацию её неудовлетворительной, материалы — дефектными. Полученные данные были частью засекречены, частью уничтожены. Прокатилась волна репрессий против организаторов и рядовых исполнителей, многие оказались в лагерях как «враги народа», часть из них была расстреляна. Спустя 8 месяцев после переписи постановлением Совнаркома от 25 сентября 1937 г. была назначена новая перепись, на январь 1939 года.
Внеплановая перепись населения, проведенная 17 января 1939 года, естественно, дала «правильные результаты». Снова была пущена в ход мощная агитационная машина. Сотни плакатов, листовок и агитаторов призывали народ исполнить свой долг и переписаться: «Любой из заполненных переписных листков будет краткой и яркой повестью о жизни замечательных советских людей». Счетчиков тщательно готовили на специальных курсах. Для проверки точности результатов переписи в течение 10 дней после 17-го января проводился сплошной контрольный обход. На счетчиков оказывалось давление, и это толкало людей на всякого рода приписки.
Впервые в практике переписного дела ввели уголовное наказание за уклонение от переписи. Был принят специальный негласный указ Совнаркома о розыске и учете при переписи бездомного и не прописанного в городах населения, скрывающегося в подвалах, на чердаках, под мостами
О переписях послевоенного периода мы знаем из личного опыта. В 1959 году, когда я была студенткой 2 курса, меня включили в число счетчиков, я ходила на курсы, даже участвовала в пробном обходе на Васильевском острове Ленинграда. Но потом серьезно заболела и в переписи не участвовала. А в последней советской переписи 1989 года пришлось поработать счетчиком в Клайпеде. Мне понравилось, было интересно, хотя не всегда и не везде счетчиков встречали радушно.
Будем надеяться, что грядущая в 2010 году перепись не доставит нам огорчений.