Царственная фигура льва часто соотносилась с солярными богами. Так, в Египте, лев с солнечным диском обозначал бога Солнца Ра, да и шкура его была атрибутом Солнца. В «Книге Мертвых» (гл. 62) говорится: «Я, львиноголовый бог, я — Ра».
Бог-лев Миюзис также изображался с солнечным диском и получил в греческий период прозвище «Ра, Свет, Огонь, Пламя». И Гор как бог утреннего солнца мог (под именем Хорахти) иметь голову льва. Лев с двумя головами, расположенными в разных концах тела, олицетворял богов рассвета и заката. А вот Амту, пожирателю грешников, досталось лишь тело могучего зверя (голова у него была крокодилья).
В египетской мифологии известно также божество, представляемое в виде пары львов, каждый из которых тождествен Тефнут, являвшейся богиней ветра, власти и разрушительной силы, которая до своего возвращения в Египет жила в образе кровожадного льва в нубийской пустыне. Ее супруг, бог ветра Шу, также изображался в львином обличье.
Любопытно, как много женских божественных образов египтяне связывали со львом. Помимо Тефнут, стоит назвать воинственную Сахмет, которая приравнивалась к Бастет и фиванской Мут. Бастет вообще имела не только кошачью голову, но и львиную. А священные коровы Исиды, пребывая во гневе, обращались львицами.
Южнее египетских земель (что неудивительно — Африка!) лев тоже ассоциировался с небожителями. Древненубийский бог Апедемак, в частности, имел львиную голову. Впрочем, в Передней Азии львиноголовые боги тоже были нередки. В шумеро-семитской традиции царь зверей признавался атрибутом бога Солнца Мардука. Если же он выступал с ветвью в лапах или о двух головах, то олицетворял солярного бога войны Ниниба. Кроме того, две львиных головы, отвернувшиеся друг от друга, представляли бога Солнца и подземного мира.
Лев был спутником Великой Матери Атаргатис, которая в Шумере покровительствовала царской власти, а также была воительницей. Богиню Инанну (Иштар) как Великую Мать тоже полагалось сопровождать львице или даже паре их. В Индии и Тибете они являлись атрибутом Тары — богини земли и материнства. И древнеарабская Аллат, мать богов, ниспосылающая плодородие, представлялась в образе львицы, бережно держащей в когтях ягненка.
В качестве олицетворения материнского инстинкта львица частенько присутствует рядом с девственными богинями войны. На Крите, в Микенах, во Фригии, Фракии, Сирии, Ликии и Спарте красовались на гербах.
Кроме того, в Древней Греции лев считался проводником Солнца. Его изображения в качестве символа духа часто встречаются на амулетах и талисманах тех времен. Змей со львиной головой являл собой знак настоящего времени и располагался у ног Аполлона — повелителя небесных сфер и времени. В образе царя зверей мог показываться по весне и Дионис, — это тоже отголосок восприятия зооморфного образа в качестве календарной эмблемы. Кроме того, лев появлялся в обществе Феба, Артемиды, Кибелы, нимфы Тихэ.
У римлян лев как атрибут Фортуны олицетворял пожирающую силу смерти, но одновременно означал и победу человека над ней. Он символизировал солярный огонь, царственность. Юнона, супруга Юпитера, раскатывала в колеснице, запряженной львами. Римский Аполлон тоже считал льва достояным быть в его свите. Наконец, легендарный Геркулес, к рождению и судьбе которого были причастны обитатели Олимпа, неслучайно облачился именно в львиную шкуру.
Индуисты считают льва стражем Севера и уничтожителем демонов, признают атрибутом богини Дурги. Она была женой Шивы и выступала женским аспектом духовной силы, она изображалась верхом на властелине звериного царства.
В буддизме гривастый зверь означает мудрость Будды, духовное рвение, продвижение вперед и постижение, храбрость, ассоциируется с просветленным человеком, который сам себе властелин. Иногда Будду изображают на троне, стоящем на львах. Лев с детенышем под отцовской лапой олицетворяет Будду, правящего миром, и сострадание. Львиный рык — это голос Будды, бесстрашно проповедующего Учение.
Лев — это воплощённая отвага, благородство и постоянство, даритель удачи и счастья. Он связан с Авалокитешварой и Майтрейей, Манджушри, Вайрочаной, Ратнасамбхавой, Боддхисаттвой (в образе львенка он изображается только что прошедшим инициацию).
В христианстве символика льва означает силу и мощь Христа, его царственное начало как Царя Иудейского. В катакомбных изображениях раннехристианской поры представлена история о Данииле в логове львов, которая символизирует спасение Господом верующих в Него.
Лев с крыльями — эмблема святого Марка. Святой Иероним, по преданию, удалил из лапы зверя занозу, после чего тот стал ему преданным другом. Львы сопутствовали отшельникам Антонию Великому, Павлу Отшельнику, Онуфрию и Марии Египетской и даже напосредственно рыли им могилы. Со львом связаны святые Адриан, Евфимия, Иероним, Приска, Фекла.
Как ни странно, в славянской традиции без этого зверя тоже не обошлось: у лютичей, в частности, он был эмблемой Радогоста, бога войны, почитавшегося как третье воплощение Даждьбога, и главный храм их, Ретры, изобиловал изображениями льва.
Вот какое множество божественных персон связывали наши предки с фигрой льва: мощного, красивого, величественного зверя.