«ZERO» это нуль? Нет, это театр!

Реклама
Грандмастер

Вместо предисловия:
— Ясмин, скажи, как тебе: работа папы нравится или нет?
— Нет.
— Почему тебе не нравится папина работа?
— Папу там мучают.
«Устами младенца глаголет истина»

Ребенок 7 лет сопровождает родителей на все спектакли. Он видит, что делается с папой на сцене, как он себя там чувствует — и сочувствует, сопереживает. Без философских обобщений — папу жалко, папе тяжело, папе плохо…

Наше знакомство было случайным: мы оба посмотрели спектакль «Московский роман в тель-авивском парке» в исполнении превосходных актеров Лены Сахановой и Владимира Фридмана и оба после спектакля оказались в их гримерке. Я с выражениями восхищения по поводу спектакля, а Олег — на правах коллеги. А несколько минут спустя мы встретились на автобусной остановке. Олег пригласил нас к себе на спектакль «Женщина в песках».

Реклама

Придя домой, я нашел в Сети литературную основу пьесы: «Женщина в песках» Кобо Абэ. Припомнил, что в те времена, когда его впервые напечатали в бывшем СССР, я не смог его осилить. Но так как мне предстоял просмотр спектакля, я приложил старания и прочитал десятка три-четыре страниц и остановился: тяжелый по сути сюжет, почти полное отсутствие действия. И при этом по ходу чтения начинаешь видеть себя на дне песчаной ямы, и тебя все время засыпает.

Спектакль поразил выразительностью декораций. Можно сказать, декораций почти не было: подвешенная циновка и круг из желтой материи на полу сцены. И до начала действия (сцена стояла открытой, без занавеса) голову сверлил вопрос: а как изобразят песок? Это же одно из главных действующих лиц!

Реклама

Начался спектакль — и этот вопрос ушел сам собой. Спектакль (как и роман) начинается рассказом о песке и его свойствах. Длиннющий монолог главного героя о своем увлечении, а затем и о своем приключении, далеко не простом и отнюдь не легком.

Собственно, в этом основная идея пьесы — человеку плохо. Плохо, когда ему навязывают способ существования. Когда он не может вырваться из того, что в романе символизирует песок. И будет ли ему хорошо, когда этот человек после череды мытарств осознает, что мир, в который он раньше хотел вернуться, теряет для него свою привлекательность?

Инсценировка романа, в котором почти отсутствует действие. Почти — потому что действие есть, но оно ограничено ямой, ямой в песке, в которую попадает герой. И песок поглощает всю его энергию. Авторы пьесы и исполнители в свое время были настолько заворожены первоисточником, что взялись за труднейшую задачу и нашли для нее (задачи) блестящее сценическое и актерское решение.

Реклама

Спектаклю (как и театру «ZERO», который родился вместе со спектаклем) сопутствовал успех с первого представления. Благожелательная (если не сказать, восторженная) пресса, отзывы публики, премии в Израиле и за рубежом. Спектакль идет 5 лет, пять лет зрительского успеха.

Олег Родовильский и его жена Марина Белявцева — актеры, профессиональная жизнь которых в Израиле была достаточно нагруженной. Но в какой-то момент они оба почувствовали, что давняя, со студенческих времен «застрявшая где-то между ребер» любовь к «Женщине в песках» может и должна реализоваться. И они это сделали, сделали вдвоем, и вдвоем продолжают играть этот философский, тяжелый в драматическом отношении спектакль.

Реклама

Естественно, были сподвижники, соратники, которые помогали осуществить задуманное и помогают это делать до сих пор. Постепенно театр расширял свой репертуар, надо было обеспечить нормальную жизнь всем сотрудникам. Здесь помог прошлый опыт: появились детские спектакли, которые востребованы и которые идут во всех городах Израиля.

У театра с самого его начала появилось собственное имя: «ZERO». Для театра это несколько необычно, тем более, что в буквальном переводе это нуль. Пытаясь дознаться до истоков, я спросил Марину Белявцеву, почему театр получил такое имя? Ответ был несколько неожиданным: «Потому что Олегу нравится это слово! А потом начались версии: что zero это не ноль, это круг, символ, который меняет сильно смысл выражений, и нам нравится эта форма — круг».

Реклама

Очень может быть, что этот символ — круг — незримо присутствовал при разработке сценического решения пьесы. Круг, обозначающий песчаную яму, заколдованный круг земного существования, ограничивает площадку, на которой живут герои. Декорации минимальны, но действие настолько захватывает, что перестаешь замечать их шекспировскую условность.

Условность спектакля не абстрактна, нет. Реакция зрителей: «Так это же про нас!» И действительно, параллели просматриваются от начала действия до конца. Начиная с того, что человек попадает в некую ловушку, сам того не подозревая, до бесплодных попыток бегства из этого совершенно непривычного для него мира, до как бы принятия его нынешнего существования как нормы.

Реклама

Сегодня можно сказать, что из многозначного толкования слова «zero» ушло напрочь понятие «нуль», сегодня название «ZERO» вызывает представление о профессиональном театре, о его замечательных основателях. Естественно, что игра Олега и Марины — очень высокого уровня. Да такую пьесу вполсилы невозможно сыграть — провал обеспечен!

Такие спектакли не дают коммерческого успеха. Почему «Женщина в песках» не сходит со сцены 5 лет и остается символом театра? Эта постановка не только дает возможность максимального самовыражения для актеров — Олега и Марины. Спектакль дает зрителям понятие, что такое хорошая драматургия. Драматургия, в которой нет конъюнктуры, в которой есть философская глубина, которая побуждает человека поразмыслить о своей жизни.

Неудивительно, что у этих великолепных актеров появился театральный коллектив и актерская студия. А студия при театре — признак качества и признак долгой жизни, жизни в учениках. И очень может быть и из студии Олега и Марины тоже выйдут основатели новых театров!

Реклама