Такая глубокая вера в «каменную панацею» восходит к тем временам, когда люди искали могучего союзника в борьбе против стихий. Могучего и надежного. А что или кто удовлетворяют этим условиям больше, чем камни?
Представьте себе древнего человека, который впервые увидел драгоценный камень. Пусть еще не обработанный, всего лишь скол, но уже прекрасный. Дивный и вечный, не подверженный внешнему воздействию, равнодушный, ничего не боящийся. Не боящийся даже времени.
Камню принадлежит вечность — с точки зрения человека. Тот, кто увидел рождение камня, не сможет дожить до его смерти. Продолжительность жизни человеческой, по сравнению с продолжением жизни камня, лишь пыль на ветру: вот она есть, и тут же ее нет.
И камень стал божеством.
Камням поклонялись. Им приносили дары и жертвы. Еще до того, как возник сказочный пантеон Олимпа, греки поклонялись не идолам, а неотесанным камням, считая, что именно в них живут боги. На площади ахейского города Фаре было установлено тридцать каменных четырехугольных пирамид, каждая из них носила имя бога.
В беотийской Теснии почитали бога любви, он считался верховным божеством для жителей этого города, но когда Лисипп и Пракситель изваяли для Теснии прекрасные статуи из бронзы и мрамора, люди продолжали поклоняться некрасивому каменному истукану — именно он, каменный, почти необработанный, был для них истинным олицетворением бога любви.
Пророк Исайя упрекал евреев за обожествление гладких валунов, находящихся в сухих, каменистых оврагах, за жертвоприношения им и совершение ритуальных возлияний. В Библии перечисляются самоцветы эфуда (эфуд — нагрудный щит) облачения первосвященника Иудеи — одно из первых письменных упоминаний о камнях.
Древнееврейские названия камней сохранились по сей день — карнеол, топаз, рубин, гиацинт, изумруд, аметист, хризолит, оникс, яшма… Судя по всему, этот нагрудный щит был не просто украшением, он являлся щитом в самом прямом смысле этого слова и защищал своего обладателя от многих бед, напастей и болезней и даже от нападения убийцы — благодаря магической силе камней.
О камне из храма Кааба рассказывают легенды, к нему по сей день идут паломники, стараются коснуться чудесного камня в ожидании, что хотя бы малая частичка силы перейдет к ним. Все народы верили в магическую силу камней, ни один не избежал этой веры. Камни — сосуд волшебства, вот в чем были убеждены наши предки.
Они всячески старались усилить магическое действие камней. На камнях гравировали изображения, которые должны были помочь раскрыться глубинной сущности камня. На аметисте изображали медведя, на берилле — лягушку, на халцедоне — всадника с копьем, на сапфире — барана. Существовала целая наука огранки и изготовления оправы для камней таким образом, чтобы усилить их магические свойства, а не ослабить их. Различные оправы и способы огранки были предназначены для разных болезней или разных амулетов (например, один и тот же камень, оправленный в разные металлы, помогал от разных болезней).
Каменное изображение беса, кошмарная на вид статуэтка, будто сошедшая со страниц романа ужасов, было призвано уберечь от злых сил, сохранить от демонов, сглаза, колдовства.
Мы привыкли считать, что Бог там, вверху, на небесах. Даже атеисты, когда речь заходит о Боге, непроизвольно представляют добродушного старичка с бородой, восседающего на облаке. А древние египтяне были уверены, что частицы бога находятся в лазурите и медитация над этим камнем позволяет коснуться бесконечных божественных одежд.
Древние писатели, поэты, врачи, ученые перечисляли множество свойств камней, которые способны вызвать у современного человека скептическую улыбку. Но были ли они так уж неправы? Уже появляются поклонники литотерапии — лечения с помощью камней. Люди все больше и больше интересуются остатками древних знаний. Может быть, новое открытие — на строго научной основе — описанных еще нашими далекими предками свойств камней, необычных и «магических» является делом недалекого будущего.