Когда и зачем нас начали считать? От времен библейских до Петра I

Реклама
Грандмастер

Как известно, через год с небольшим, в 2010 году, нас ожидает очередная Всероссийская перепись населения. Статистическая служба страны уже начала подготовку к ней, в некоторых регионах проведут сначала пробную перепись. Хотя, в общем-то, предыдущая перепись проводилась сравнительно недавно, в 2002 году.

А что мы вообще знаем о переписях населения, когда и зачем стали вести учет народа? В различных энциклопедиях и справочниках по народонаселению говорится, что разного рода списки и учеты населения велись еще в древних государствах Азии и Африки в третьем тысячелетии до нашей эры, естественно, делалось это в основном для того, чтобы больше собирать податей и налогов.

Реклама

Древние переписи

В библии, в Ветхом Завете, в «Четвертой книге Моисеевой: Числа» приводится повеление о переписи: " 1. И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской…: «Исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужескаго пола поголовно».

Рождество Иисуса Христа также совпало с одной из таких переписей, поскольку в Римской империи того периода имелись списки граждан по сословиям и проводились регулярные обновления этих сведений. В Новом завете, в Евангелии от Луки, глава II, так рассказывается об очередной переписи: «1. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. 2. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирийею. 3. И пошли все записываться, каждый в свой город. 4. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что был он из дома и рода Давидова, 5. Записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. …»

Реклама

В средневековой Европе наиболее известным примером переписи населения является составление «Книги Страшного суда» (Domesday Book, или Doomsday, что означает — Страшный суд) Вильгельмом Завоевателем в 1086 году, после овладения им Английским королевством. Это по сути дела кадастровая книга. Перепись, проведенная по приказу Вильгельма, включала оценку всего имущества — размер пашен, лугов, лесов, пастбищ, любых источников доходов, и определяла фискальные права короля. После этой переписи укрыться от сборщиков налогов было невозможно. И в результате этой переписи многие свободные прежде крестьяне были переведены в разряд крепостных (вилланов).

Переписи на Руси времен татаро-монгольского ига
Реклама

В России первые сведения о переписях населения относятся ко времени татаро-монгольского нашествия; они проводились для того, чтобы больше собирать дани. Первая перепись, произведенная татарскими «численниками», относится к 1245−1246 гг., она охватывала южную часть Руси. Вслед за ней было произведено еще три переписи. Налоги брали «со двора», «с сохи», «с мужа», «с дыма». От дани освобождались только служители религий. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход», или «царёва дань», налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближённым, и др.

Реклама

Итальянский монах-францисканец Джованни Плано Карпини, посетивший татаро-монгольское ханство в 1245—1249 годах (он был послан туда папой Иннокентием IV с официальной католической миссией) и встречавшийся с ханом Батыем, а потом и с великим ханом Гуюком (Куюком), рассказывает, что во время пребывания его в русских княжествах, подвластных татарам, ханы прислали сюда баскаком одного сарацина, который у каждого отца семейства, имевшего трех сыновей, брал одного, захватил всех неженатых мужчин и женщин, не имевших законных мужей, также всех нищих, остальных же перечислил, по обычаю татарскому, и обложил данью: каждый человек мужского пола, какого бы возраста и состояния ни был, обязан был платить по меху медвежью, бобровому, соболиному, хорьковому и лисьему; кто не мог заплатить, того отводили в рабство.

Реклама

Историк С. М. Соловьев в своем труде «История Государства Российского» пишет, что после смерти Батыя, когда великим ханом стал его брат Берке, в 1257 году происходила вторая перепись: «…приехали численники, сочли всю землю Суздальскую, Муромскую, Рязанскую, поставили десятников, сотников, тысячников и темников, не считали только игуменов, чернецов, священников и клирошан». Подобная перепись проводилась во всех землях, подвластных татарам, и везде служители всех религий, включая еврейских раввинов, были освобождены от податей. Новгородское княжество дольше всех сопротивлялось проведению татарами переписи. С. М. Соловьев пишет, что сам великий князь Александр (Невский) приехал в Новгород с татарскими послами, «которые начали требовать десятины и тамги; новгородцы не согласились, дали дары для хана и отпустили послов с миром». Только в 1273 году в Новгородских землях татарские чиновники установили «число» — провели похозяйственную перепись, определявшую не количество людей, а число дворов, с которых брался денежный налог. Налог собирался русскими князьями и отвозился в Орду. В некоторых источниках говорится, что с 1275 года татарские «численники» перестали приезжать на Русь для переписей, и учитывать население стали сами русские князья.

Реклама

Сошное письмо

С конца XV века на Руси, сначала в Новгородских землях, а позднее по всему Московскому государству распространяется новый вид учета — сошное письмо (по количеству сох в хозяйстве). Если от татарских переписей практически не сохранилось документов, то сошное письмо представлено множеством писцовых книг, древнейшие из которых — Новгородские писцовые книги конца XV века. По сути дела, сошное письмо — это земельный кадастр, составляемый периодически, и обновляемый, с указанием площади земель, производительно используемых в хозяйстве, дворов и живущих в них людей. Наибольшее развитие такой учет получил в XVI—XVII вв.еках, когда переписи становятся постоянными. Генеральная перепись всего Российского государства — «Большое письмо», проводилась долго, в 1590-х, 1620-х — 1630-х, 1646-м, и 1676−78 годах. Помимо описи всех дворов, обязанных платить налоги, в начале XVII века (перепись 1620 — 1630 гг.) были составлены так называемые «Дозорные книги», где описывались хозяйства, пострадавшие и разоренные в Смутное время.

Реклама

Подворный учет существовал в России чуть более полувека. Последние подворные переписи показывали постоянное уменьшение тягловых дворов, кроме того, при поземельном или подворном учете оказывались неучтенными торговые и промысловые занятия, а это было невыгодно государству, практически вело к ослаблению государственных финансов. Поэтому было решено перейти от подворного, или похозяйственного налогообложения к поголовному, или «подушному». В связи с этим возникла потребность в непосредственном учете населения, который принял форму так называемых ревизий. А «ревизии» происходили уже в царствование Петра I.

Продолжение в следующей статье.

Реклама