Сделаны сфинксы из розового гранита Асуанских ломок в южном Египте и, как утверждают историки, имеют черты лица самого Аменхотепа. Головы каменных изваяний украшают короны Верхнего и Нижнего Египта, а любой, кто разбирается в египетских иероглифах, сможет прочитать надпись, высеченную на статуях. Надпись гласит: «Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод». Прогуливаясь тихими египетскими вечерами по своей аллее, Аменхотеп и представить не мог какая судьба ждет такие привычные фараонскому глазу скульптуры.
Годы бежали, века тоже быстро сменяли друг друга, превращаясь в тысячелетия. Со временем египетская цивилизация пришла в упадок. Не пощадило время и памятники. Вандалы, которые существовали во все времена, тоже приложили свои бессовестные руки к древней истории. В итоге храм был разрушен, а сфинксы засыпаны толстым слоем песков.
Однако в один прекрасный солнечный день 1828 года египтолог Янис Атоназис в ходе археологических раскопок в Фивах нашел нескольких уцелевших сфинксов. Раскопки велись на деньги, которые выделял английский консул в Египте Сольт, поэтому Атоназис должен был большую часть своих находок отдавать спонсору. Сфинксы тоже должны были пополнить коллекцию Сольта. Поэтому в срочном порядке соорудили пару пальмовых плотов, водрузили на них статуи и по Нилу отправили в другой египетский город Александрию.
Сольт посмотрел на статуи и решил, что, наверное, выгодней будет их кому-нибудь продать. В это время в Египет как раз прибыл русский офицер Андрей Муравьев, который заслужил путевку в Африку, проявив геройство в русско-турецкой войне 1828−1829 годов. Он увидел сфинксов и понял, что они очень пригодились бы России. Недолго думая, он написал прошение на имя русского посла в Константинополе Рибопьера, где предложил ему обсудить возможность покупки сфинксов с российским императором Николаем I. К письму он приложил и рисунок сфинксов. Посол тоже заинтересовался покупкой и переслал письмо царю. Николай I крепко задумался, поскольку покупка была дорогая, а практической пользы не имела, поэтому он решил прежде посоветоваться с работниками Академии художеств, куда и направил соответствующее письмо. В итоге Николай I таки дал свое согласие.
Однако, пока суть да дело, владельцу сфинксов надоело ждать ответа от российских покупателей, и он договорился о продаже с французским правительством, которое предложило за статуи огромную сумму. Так бы и остался Петербург без удивительного памятника, если б не революция, разгоревшаяся во Франции в 1830 году. Французскому правительству стало не до сфинксов, и Сольту пришлось срочно продавать их россиянам за 40 000 рублей, что по тем временам все равно было немаленькой суммой.
Сфинксы добирались до Петербурга целый год. Плыли они на корабле «Буэна сперанца» («Добрая надежда»), однако не смотря на наивное и доброе название судна, не обошлось без эксцессов. При погрузке на корабль, несколько тросов, удерживающих одного из сфинксов, порвались и статуя упала, повредив мачту и борт. Сфинкс при этом почти не пострадал и отделался только лишь глубоким шрамом на лице, который можно увидеть и сегодня.
В Петербург сфинксы прибыли в 1832 году, а в апреле 1834-го их водрузили перед Академией художеств на пристани над Невой. Спустя несколько лет на пьедесталах статуй высекли надпись «Сфинкс из древних Фив, в Египте, перевезен в град Святого Петра в 1832 году».
С тех пор древние сфинксы так и стоят над Невой, провожая серьезными взглядами корабли, проплывающие по Неве, и вспоминают свою долгую каменную жизнь. А когда наступает зима, Нева замерзает, и сфинксов заносит холодным белым снегом, они думают о жарком египетском солнце, древних пирамидах, великом фараоне и о том, как бесконечна жизнь.