Почему Петр I запрещал строить каменные дома в России, кроме столицы?

Реклама
Грандмастер

20 октября 1714 года царь Петр I издал Указ о запрещении каменного строительства по всей России и о возведении в новой столице исключительно каменных «образцовых домов». Отныне строительство каменных домов где-либо, кроме Санкт-Петербурга, очень строго каралось. Одним росчерком пера царь оставил без работы тысячи каменщиков по всей России.

Расчет был следующий: поскольку для каменщиков их работа есть способ зарабатывания денег и кормления семьи, они будут вынуждены отправиться на поиски лучшей доли «на брега Невы», где и продолжат заниматься любимым делом. Таким образом, это позволит новой российской столице как можно быстрее стать вровень со столицами других европейских городов.

Реклама

Рисованный «кирпич»

В октябре 1714 года издание указа стало последней каплей терпения Петра I. Город, как известно, начали возводить 11 годами ранее, и первую четверть века он напоминал огромную строительную площадку, на которой найти опытного каменщика было не так-то просто. А после Указа царь некоторое время подождал, когда в Санкт-Петербург будут съезжаться каменщики, но, по большому счету, так и не дождался, а потому он распорядился, чтобы людей, способных к строительству каменных сооружений, свозили в Северную Пальмиру насильно…

Надо сказать, что Санкт-Петербург строился в строгом соответствии с тогдашними правилами противопожарной безопасности. Здания в городской черте разрешалось строить «в одно жило», в одну линию, противопожарные разрывы между ними по новому указу составляли не менее 13 м.

Реклама

Конечно, кирпича не хватало, кирпичные заводы во всей России можно было по пальцам перечесть, но самые ушлые люди быстро нашли способ, как обмануть царя. Они строили обычный деревянный дом, лепили на стены тонкий слой глины, который раскрашивали «под кирпич». При быстрой езде невозможно было отличить раскрашенный дом от капитального. Но и здесь палка была о двух концах: если нарисованный «кирпич» выходил очень красиво и неестественно, то царь мог остановиться и заинтересоваться, откуда появился такой неправдоподобный «кирпич». И тогда «художникам» было б не сносить головы…

Безработные ринулись в столицу

Возведение Санкт-Петербурга было занятием не из приятных. Как потом, спустя полтора века, напишет в своем произведении Николай Некрасов (правда, по поводу строительства железной дороги), «Труд этот, Ваня, был страшно тяжелый, не по плечу одному…». Век каменщика на пронизывающих невских ветрах был очень недолог, никакая теплая одежда не спасала — попробуй-ка простоять 14−16 часов в условиях, когда пробирает до самой печенки. Но другого выхода не было: строить было надо! Кстати, еще за семь лет до появления рассматриваемого сегодня Указа вышел еще более строгий: о распространении наказания за побег из Петербурга на родителей, жен и детей сбежавших. Так что особо и не сбежишь, если в Бога веруешь и к семье по-христиански относишься…

Реклама

А вообще, в те времена пожары были почти необузданной природной стихией. Выгорали целые города. Вот почему царь отдал распоряжение о том, что домовладельцы должны использовать в качестве материала для крыш только черепицу, как в Европе. С одной стороны это было замечательно — черепичные крыши не способствовали распространению огня. Случайные искры гасли, а головешки легко сбивались крючьями. Но с другой — черепица в те времена была очень некачественная: во-первых, крыша проседала под тяжестью снега, во-вторых, черепица набирала много влаги и стропила под нею начинали гнить. А, в-третьих, стоила очень больших денег, которые оседали в карманах, как бы сейчас сказали, зарубежных производителей…

Реклама

Прообраз каркасного строительства

Но каменные дома строились гораздо медленнее, чем деревянные. И Петр I не был бы Петром I, если бы не нашел выход из создавшейся ситуации. Он запретил строить в столице деревянные дома, а чтобы темпы строительства продолжали оставаться высокими, распорядился строить «мазанки». Вначале строители возводили деревянные каркасы, а потом они обмазывались глиной, которая затем раскрашивалась «под кирпич» уже официально. Кстати, нынешнее каркасное строительство основано на том же методе, правда, строительные материалы за три столетия существенно изменились…

Петр I распорядился построить несколько мазанок неподалеку от Петропавловский крепости, и назвал их «образцовыми». То есть любой богатый человек мог построить свое жилище по этому проекту, что ускоряло процесс возведения мазанки. Хотя и здесь был свой минус — из глины невозможно построить многоэтажное здание, а сановитые вельможи все-таки хотели, чтобы их жилища отличались от других. Тогда царь разрешил им украшать башенки различными шпилями…

Реклама

Нам бы сегодня Петра I…

Но самое главное, государю удалось избежать хаоса и стихийности при строительстве, чего не скажешь о нынешней ситуации, когда новостройки возникают иной раз очень спонтанно. Петр I принял три главных направления в строительной политике: а) государство взяло на себя руководство работами по осушению почвы и по прокладке улиц и набережных; б) оно же заняло опорные пункты городского плана, из которых главным был центр Петербурга; в) частных застройщиков обязали строить дома не внутри участка, а по «красной линии» улицы.

Государь скончался слишком рано, успев увидеть только «главные контуры» одного из красивейших российских городов. Его указ отменили в 1741 году, отчасти из-за того, что к тому времени возникло немало новых кирпичных заводов, а также появилось много каменщиков (к счастью, не только «вольных»). К тому же, со времени смерти Петра I не утихали слухи о том, что столицу вот-вот вернут в Москву, а значит, следовало приводить в божеский вид и вторую столицу.

Реклама

Сделать Санкт-Петербург каменным городом так и не удалось. Даже столетие спустя, в XIX веке, деревянные дома составляли 2/3 городской застройки. Так, в 1833 году из 7976 домов Петербурга только 2730 были каменные, а 5246 — деревянные. Но, тем не менее, в городе тогда возводилось не менее 30 каменных домов год, в том числе и такие «дворцы», как Петропавловский собор, Дворец Меншикова, Летний дворец Петра, «Двенадцать коллегий». Словом, лиха беда начало…

Реклама