Материтесь? Долго не проживете!

Реклама
Грандмастер

От всенощной вечор идя домой,
Антипьевна с Марфушкою бранилась;
Антипьевна отменно горячилась.
«Постой, — кричит, — управлюсь я с тобой;
Ты думаешь, что я уж позабыла
Ту ночь, когда, забравшись в уголок,
Ты с крестником Ванюшкою шалила?
Постой, о всем узнает муженек!»
— Тебе ль грозить! — Марфушка отвечает:
Ванюша — что? Ведь он еще дитя;
А сват Трофим, который у тебя
И день, и ночь? Весь город это знает.
Молчи ж, кума: и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой — - - - - соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна.

Кто из вас не подобрал пропущенное слово? Таких нет, могу сказать со 100% уверенностью! Узнать автора намного сложнее, не так ли? Сообщаю: Александр Сергеевич Пушкин. И это стихотворение с таким пропуском печаталось в массовых изданиях собраний сочинений великого поэта во времена строгой советской цензуры.

Реклама

А теперь попытайтесь вспомнить, вы когда начали произносить матерные слова? Я, например, не помню. Подозреваю, что это произошло достаточно рано. Мой племянник в возрасте 4 или 5 лет, детсадовский, разозлившись на меня, выдал: «Ух ты _____ какой!» И выдал сознательно, со злостью и с подходящим по случаю употреблением бранного слова!

Ну, не отнять у языка его составную часть — матерные ругательства. Это данность, которую можно принимать или не принимать, употреблять мат или воздерживаться от него, но мат существовал давно и будет существовать долго (если не сказать, вечно).

А сейчас — цитата из классика: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (писано в 1880 году).

Реклама

«Глава семейства Владимир Михайлович Головлев еще смолоду был известен своим безалаберным и озорным характером, и для Арины Петровны, всегда отличавшейся серьезностью и деловитостью, никогда ничего симпатичного не представлял. Он вел жизнь праздную и бездельную, чаще всего запирался у себя в кабинете, подражал пению скворцов, петухов и занимался сочинением так называемых „вольных стихов“. В минуты откровенных излияний он хвастался тем, что был другом Баркова и что последний даже благословил его на одре смерти.»

Иван Семенович Барков (1732−1768) получил только скандальную славу, хотя за свою короткую жизнь успел сделать много интересного. Скажем, я услышал это имя в связи с матерной поэмой «Лука Мудищев». И услышал еще будучи подростком (вот тут память не срабатывает, не знаю точно, в каком возрасте).

Реклама

Не будем зацикливаться на том, что Владимир Михайлович вполне мог разыграть окружающих: слишком не вяжутся даты жизни, чтобы он был другом Баркова. Но упоминание о Баркове в таком произведении уже заслуживает некоторых размышлений. И самый первый вывод: автор был знаком с творчеством этого человека.

Скажите, кто сегодня читает В. Жуковского? Кому знаком Дмитрий Веневитинов? Кто знаком с творчеством Николая Языкова? А Вильгельм Кюхельбекер? Антон Дельвиг? А вот про Баркова знают все, даже те, кто поэзию как таковую не любит вообще.

На мой взгляд, стихи Баркова с точки зрения сугубо литературной необычайно талантливы. Примите во внимание, что он писал свои матерные творения во времена Державина. Каким слогом тогда писали стихи? Да никто из тогдашних поэтов не владел простой русской речью! А тем более — стихотворной! А Барков почти за 50 лет до Пушкина написал стихи, в которых и юмор, и сатира, и блестящее владение техникой стихосложения:

Реклама

«Приапу. Ода.

Меж белых зыблющихся гор,
В лощине меж кустов прелестных
Имеешь ты свой храм и двор,
В пределах ты живешь претесных".

(А вот так писал один из современников Баркова, Н. Н. Поповский, который одновременно с ним работал у М. В. Ломоносова:

«От тихих солнце вод восходит,
В Россию сквозь багряну дверь
Прекрасный день с собой приводит,
В который мы Петрову дщерь
Восшедшу на престол узрели;
Сердца весельем закипели,
Всерадостный тот вспомнив час;
Шумят поля, леса и воды,
До облак разные народы
Торжественный возносят глас».)

В приведенном выше отрывке Баркова есть некоторое изящество, но это скорее исключение. В его стихах более чем достаточно мест, написанных очень грубо, плотски, «по-крестьянски». Может быть, в этом секрет его неувядающей славы? Может быть, именно эта нарочитая грубость и делает его поэзию привлекательной не только для людей, у которых речь без мата невозможна, но и для тех интеллигентов, которые любят пощеголять знанием такого рода?

Реклама

Засоренность обыденной речи матом может сыграть злую шутку. Мой приятель рассказывал, что аспирант, практически не употреблявший нормальных слов, вынужден был специально тренироваться, чтобы у него не выпало изо рта нечто совершенно неблагозвучное во время защиты диссертации.

Изучение ненормативной лексики иногда просто необходимо. В американской разведшколе идет тренинг: «Как вести себя в очереди за пивом». Преподаватель рассказывает о том, что приблизившись к очереди нужно спросить, кто последний, свежее пиво или нет, быстро или медленно идет очередь… Курсант спрашивает: «А где надо вставить неопределенный артикль „_____“?»

Это как бы анекдот, но слишком чистая речь выведет шпиона на чистую воду (простите за каламбур). А у вас бывали случаи, когда незнание ненормативной лексики приводило к не очень приятным ситуациям? Например, вы услышали какое-то незнакомое вам слово и во весь голос спрашиваете у своего спутника, что это значит. А спутник, как бы засмущавшись, просит вас никогда больше не произносить таких слов. Бывало? Такое однажды случилось с моей мамой на улице, когда она (ей было около 20 лет) спросила об этом у своего мужа.

Реклама

Мода на мат среди людей, которые претендуют на интеллигентность, похожа на извращение. Извращение, которое проникает во все сферы деятельности. Сейчас можно услышать нецензурную брань не только на улице. Процветает это и в таком, казалось бы, приличном месте, как театр. Идут пьесы, в которых персонажи изъясняются матом. И хорошо бы только это! Ухитрились сделать инсценировку «Луки Мудищева» с голыми актерами!

По моему непросвещенному мнению, эротичность можно донести до зрителя без мата и без обнаженки. В театре Сатиры в Москве в свое время шла пьеса «Безумный день или женитьба Фигаро». Играли замечательные актеры: Вера Васильева и Александр Ширвиндт. Изображали сцену в спальне графини как раз в тот момент, когда в ее туалетной комнате был паж Керубино. Никто не раздевался, никто не матерился, но было предельно ясно, что происходит и что должно было происходить.

Я не ханжа, я тоже иногда употребляю мат (когда рассказываю анекдоты). А вот повсеместная матерщина, по моему мнению, это распущенность. Ее надо знать, но употреблять без надобности? Засоренность речи матерными словами не придает ей ясности. И вообще, матерщина остается в воздухе, она портит атмосферу. А все хотят хорошей экологии! Так не надо ее портить! Не будем материться — будем жить дольше!

Реклама