В этот день девушки молили Божью Матерь о добром женихе и семейном счастье: «Мать-Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!»
К празднику готовились с покровской субботы — готовили еду и хмельное питье, утепляли жилище со словами: «Покров, натопи хату без дров!» Если не устроить избу до Покрова, она останется такой на целый год. Бани топили и совершали обряд «смывания девичьих гульб», тайком подливали пот в чарку жениха для приворота.
Свадьбы начинались с Покрова, а старшее поколение наблюдало за приметами: если покрыл землю снег — будет много свадеб до Филиппова заговенья, то есть 28 ноября. Считали, что первый снег отгоняет нечисть, и не только из-за примет — это время по окончании сельских работ — спокойное и лучшее для свадеб.
Девушки проводили Покров в своем кругу: «Покров весело проведешь — дружка милого найдешь!» Приглашали в компанию парня и по его поведению гадали о судьбе. А мужчины пытались закончить торговые сделки, получить деньги — на свадьбу и подарки немало нужно!
В середине октября наступают первые заморозки — снег мокрый и листья покрывали землю. Говорили в народе: «Октябрь землю покрывает где листком, где снежком», «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». Ведет Покров свою историю от славянского праздника встречи Осени с Зимой, на который также приходилось окончание полевых работ, начало зимних дел.
Когда на Русь пришли христианские обычаи, органично лег на эту почву праздник Покрова. Отмечается он на Руси с XII века в честь явления Богородицы святому Андрею Константинопольскому в 910 году. Было это во Влахернском храме, где с V века хранился покров Богородицы, доставленный из Палестины. Во время всенощной, среди множества людей, было блаженному Андрею и блаженному Епифанию видение: шла по воздуху Пресвятая Дева, окруженная ангелами и святыми, с нею Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Со слезами молилась Богородица, а подойдя к престолу, сняла с головы своей покров — омофор и простерла над молящимися, защищая их. Ушла Матерь Божья, покров исчез, но осталась благодать во храме.