Как вернулся супершпион?

Реклама
Грандмастер

Как вы думаете, кто является самым знаменитым разведчиком (шпионом)? Наверно, в качестве претендентов на эту роль можно было бы назвать Рихарда Зорге, Рудольфа Абеля, Кима Филби, Владимира Путина и даже Штирлица из «Семнадцати мгновений весны». Однако лично мне представляется, что правильный ответ иной: самым популярным шпионом всех времён и народов был и остаётся агент 007 Секретной службы Её Величества — Джеймс Бонд.

В Советском Союзе этот литературный персонаж был символом агрессивного империализма и антисоветизма. Разумеется, романы о Джеймсе Бонде в СССР не печатались, что только подогревало интерес к фигуре супершпиона. Частично этот интерес удовлетворялся просмотром фильмов о Бонде, которые тем или иным способом попадали на закрытые просмотры и в частные видеотеки. И тогда можно было получить удовольствие от игры ирландского актёра Шона Коннери в главной роли в картинах «Из России с любовью» (1963), «Вы живёте лишь дважды» (1967), «Никогда не говори „никогда“» (1985).

Реклама

В 2008-м году исполнилось сто лет со дня рождения создателя агента 007 — великого Яна Флеминга. Умер Флеминг в 1964 году, из чего следовало, что все свои подвиги Джеймс Бонд вроде бы уже совершил. Но литературная реальность оказалась другой.

Именно к столетию со дня рождения Яна Флеминга был написан и опубликован новый роман о приключениях Джеймса Бонда, британского агента Ноль-Ноль-Семь с лицензией на убийство. Название романа вполне в духе самого Флеминга: «Devil May Care» (в русскоязычном издании «Дьявол не любит ждать»). Да и само повествование ведётся тем же нарочито примитивным языком бульварных романов, который был характерен для сочинений Флеминга середины прошлого века.

Реклама

На реанимацию Джеймса Бонда решился английский романист Себастьян Фолкс (Sebastian Faulks), известный по книге «Птичий щебет» (Bird-song, 1993), проданной общим тиражом 3 миллиона экземпляров, и роману «Человеческие следы» (Human Traces, 2005).

Описания изысканных ресторанных блюд и красивых женщин агента 007 у Себастьяна Фолкса ничуть не уступают, а может быть, и превосходят флеминговские. Но важно другое: по-прежнему главными противниками британского супершпиона остаются русские. И если раньше это были СМЕРШ и КГБ, то теперь — террористы и те русские, которые вольно или невольно замешаны в дьявольских играх. А что тут странного?! Для объяснений достаточно вспомнить убийство Александра Литвиненко с помощью радиоактивного полония-210 в самом центре Лондона. Да и КГБ никуда не делся, а просто стал называться иным образом.

Реклама

Почему Бонд вернулся? Почему в книгах и на экране он живёт уже полстолетия? В чём заключена тайна долговечности этого литературного персонажа?

Конечно, большое значение имело отношение Флеминга к своему герою. У Джона Ле Каре в его великолепном романе «Шпион, пришедший с холода» отчётливо просматривается мысль о том, что шпионаж — это грязная игра. Совсем по-другому у Яна Флеминга: его безупречный супершпион олицетворяет борьбу добра со злом и справедливости с пороком.

Однако то, что британский шпион вернулся именно сейчас — вряд ли стоит объяснять лишь круглой датой со дня рождения его создателя. Существенно и то, что на горизонте замаячила холодная война, а мировой порядок вновь подвергается испытаниям, хотя угроза нынче отнюдь не коммунистическая. Не удивительно, что в таких условиях массовому читателю приятно сознавать: есть на свете удачливый секретный агент, который, не задумываясь, рискует жизнью, потому что так велит долг, верность христианским идеалам и интересы западной цивилизации.

Он вернулся, потому что талантливые шпионы никогда не становятся бывшими.

Реклама