С детства я ломал голову над этим. А ведь учился в музыкальной школе. И про аккорды знал и всякие мудреные слова. А вот не понимал. Пришлось изучить предмет поглубже. Ответ оказался прост до боли.
Джем — это и есть импровизация. При чем тут варенье — непонятно. Да и откуда взялось это загадочное слово джаз — науке тоже не известно. Но явление появилось в начале двадцатого века. Считается, что родили его афроамериканцы, как принято их теперь называть. И были это простые духовые оркестры, игравшие на свадьбах и похоронах. Традиция, на самом деле, цыганская. Но почему-то негры стоят у самых истоков. Так считается.
Играли они популярные мелодии, играли, как могли, не зная ни нот, ни законов гармонии. Но, народу нравилось. Слушали и одобряли. И все это развилось в так называемый Нью-Орлеанский джаз. Когда белые переняли эту традицию, получился диксиленд.
Играли каждый как мог и как понимал, по-цыгански. Каждый тянул свою партию. Но поскольку играли все-таки не негритянскую, а европейскую музыку, то и тянулись к соответствующим гармониям. Сначала осваивали три аккорда.
На тот момент уже в каком-то виде существовал блюз (совсем, вроде как, отдельная штука). И его стали распевать (чисто по-негритянски, с оттягом) на эти самые три аккорда. А аккорды расположили в 12 тактов в определенном порядке. Но поскольку в блюзе есть звуки совсем не помещающиеся на нотную бумагу (или по-ученому на нотный стан, теряются они где-то между линеек), то и получилась «грязная» музыка. Они так сами ее называют. Это по-нашему диссонансы. Их там довольно много.
Вот так вот и заложилась основа современного джаза: «грязь» (диссонирующее звучание), строгая последовательность аккордов (гармоническая схема) и свободное музицирование по этой самой схеме. Вскорости появился еще и свинг (этакая небольшая драйвовая раскачка). Но этот самый свинг то пропадал, то вновь появлялся, а вот импровизация и «грязь» остается и до сего дня основой джаза.
А стилей джаза за время его существования расплодилось огромное количество. Это и свинг, и би-боп, и даже джаз-рок. И еще много всяких разных. Например, симфо-джаз. Вспомним Гершвина с его крупными джазовыми произведениями. И звучание современных эстрадных оркестров рождено джазом. Но это уже немного в стороне. Это уже не джаз. Хотя звучит иногда очень и очень похоже.
За время существования джаза появлялось много композиторов. Уже достаточно грамотных и профессиональных. Они усложняли гармонию, наращивали по мощи аккорды. Добавляли «грязи». И рождали популярные мелодии. Которые народ передавал «из уст в уста» (играли в основном духовики, трубы, тромбоны, кларнеты). И вот эти самые мелодии становились общепринятыми на джемах. Их стали называть джазовыми стандартами. Иногда называя вечнозелеными (по-нашему выходит вечно молодыми). И насчитывается их около четырех сотен. Профессионалы знают хотя бы половину.
Так вот эти самые стандарты состоят из мелодий (чаще недлинных) и аккордов (гармонии). И все джазмены знают эти мелодии и аккорды наизусть. Когда они встречаются первый раз, они выбирают известные всем участникам джема мелодии, договариваются о выборе тональности и — вперед и с песней. Ведь джаз — это часто песня.
В начале, когда в группе было немного музыкантов, импровизация происходила одновременно. Каждый тянул свою линию, как в русской народной песне (по-настоящему народной, а не писанной неизвестным городским автором в 19 веке). Каждый обыгрывал, как говорят, аккорд по общепринятой для данной мелодии схеме. Потом стали импровизировать по очереди. Сначала звучала тема, а потом каждый выдавал свою импровизацию, друг за другом. А весь состав аккомпанировал ему, каждый на свое усмотрение в рамках известных аккордов.
На самом-то деле, примерно так же происходило в течение нескольких сотен лет (а может и больше, никто не знает) на просторах нашей великой Родины, России. Заезжие иностранцы отмечали потрясающую, сложную и многоголосную импровизационную манеру пения в деревнях. Каждый «гнул свою линию» в рамках общеизвестной песни. И «грязь» та же появлялась, и лад был отдаленно похож на блюзовый. Да и грусть рабочих негритянских песен, легших в основу блюза, прослеживается в наших родных напевах.
Так что народ — он и есть народ, независимо от цвета кожи и места рождения. И можно сказать, что джаз с «замесом» на блюзе — это от души, по-настоящему. По-нашему, по-русски. Хоть и с афроамериканским акцентом.