«Я знаю, что в откровенной беседе космонавт Леонов рассказывал деду, что если бы он прочитал его „Незнайку на Луне“, то не сделал бы одной ошибки. Космонавт вышел в космос с кинокамерой, а крышку с объектива снять в космическом корабле забыл. Открыв колпачок, он бросил его в космос. От реактивного движения тот начал вращаться, шланги, соединяющие космонавта с кораблем, запутались, и Леонов чуть навсегда не остался в космосе».
(И. Носов, внук писателя)
Идея полета человека на Луну тогда была одной из самых животрепещущих. И все-таки книга вышла не совсем об этом.
«Незнайка на Луне» был впервые напечатан в 1965 г., а спустя 4 года на спутник Земли действительно ступила нога человека. Но не героя «советского ракетоплавания», а американского астронавта. Капиталистический мир сумел опередить в этом плане Советский Союз. Символично, что и Незнайка с Пончиком, по недоразумению попавшие на Луну, встретили там вполне сформированное буржуазное общество. Со всеми вытекающими отсюда последствиями…
Казалось бы, что может быть несуразнее очередной «Аэлиты» на детский манер? Но книга Носова, несмотря на четкую идеологическую направленность и ясный сюжет, настолько блестяще справилась с социальной задачей, что может быть смело названа «курсом занимательной капиталистической политэкономии для советского ребенка». Именно из «Незнайки на Луне» многие советские дети (а может и не только дети) впервые узнали, что такое акции, монополизация экономики, штрейкбрехеры, биржа, да мало ли что еще! Даже карикатурно утрированные образы богачей смотрятся в сказочной обстановке весьма органично. Подано это было настолько внятно, убедительно и интересно, что, читай некоторые наши сограждане эту сказку внимательнее, вряд ли бы им пришло в голову иметь дело с Мавроди и Ко, и прочими буржуазными аферистами.
Вот несколько конкретных примеров:
Акционерные общества:
«Мы не хотим также сказать, что, приобретая акции, коротышки ничего не приобретают, так как, покупая акции, они получают надежду на улучшение своего благосостояния. А надежда, как известно, тоже чего-нибудь да стоит. Даром, как говорится, и болячка не сядет. За все надо платить денежки, а, заплатив, можно и помечтать».
Реклама:
«Таковы уж нравы у лунных жителей! Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных. Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе».
Монополизация экономики:
«- Наилучший выход из создавшегося положения — это начать продавать соль еще дешевле. Владельцы мелких заводов вынуждены будут продавать соль по слишком низкой цене, их заводишки начнут работать в убыток, и им придется закрыть их. А вот тогда-то мы снова повысим цену на соль, и никто не станет мешать нам наживать капиталы».
Законность:
«- А кто такие эти полицейские? — спросила Селедочка.
— Бандиты! — с раздражением сказал Колосок.
— Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских — защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне все равно!».
Черный пиар:
«- А что. Общество гигантских растений может лопнуть? — насторожился Гризль (редактор газеты — С. К.) и пошевелил своим носом, как бы к чему-то принюхиваясь.
— Должно лопнуть, — ответил Крабс, делая ударение на слове „должно“.
— Должно… Ах, должно! — заулыбался Гризль, и его верхние зубы снова впились в подбородок. — Ну, оно и лопнет, если должно, смею уверить вас! Ха-ха…».
Массовая культура:
«- …Первое время тебя там будут и кормить, и поить, и угощать чем захочешь, и ничего делать не надо будет. Знай себе ешь да пей, веселись да спи, да гуляй сколько влезет. От такого дурацкого времяпрепровождения коротышка на острове постепенно глупеет, дичает, потом начинает обрастать шерстью и в конце концов превращается в барана или в овцу». (Кстати, образ бездельников, превращающихся в баранов, Носов позаимствовал из сказки К. Коллоди «Приключение Пиноккио» — С.К.).
Безусловно, прилетевшие коротышки-коммунисты во главе с ученым Знайкой не могли не вступить в борьбу с лунными эксплуататорами. Дальше все развивается в лучших традициях эпохи «холодной войны». У земных коротышек в век НТР осознание правоты подкреплено оригинальным «орудием возмездия» прибором невесомости, против которого бессильны ружья. Экономическая проблема решается с помощью разведения на Луне гигантских растений, семена которых «миссионеры» завозят с Земли.
Кстати, образ Знайки интересен тем, что он совмещает в одном лице глубокого ученого и авторитарного руководителя. В советское время такое случалось нередко, достаточно вспомнить полномочия, которыми был наделен Генеральный конструктор
Кстати, Носов не зря показал, что для сохранения в коммунистическом (да и любом другом) «обществе изобилия» равновесия, необходимо ставить перед людьми целевые «сверхзадачи», чтобы общество не потеряло своей активной силы. Иначе, отупевшие от безделья коротышки начнут заниматься бессмысленным накоплением (подобно Пончику, который скупал костюмы), либо поиском новых (не всегда безобидных) развлечений (подобно «ветрогонам» Солнечного города).
«Незнайка на Луне» — этот приключенческий политический памфлет — наверное, один из самых удачных в советской литературе. Удачен он именно потому, что при наличии всех черт, необходимых памфлету, читатель ни на минуту не воспринимает его простой «агиткой». Выручает иносказательность (сказка — это все-таки сказка) и талантливая ирония (которая применима ко всем персонажам без исключения).
Удивительно и то, что книга не устаревает, наоборот — приобретает остроту в нашей нынешней жизни, временами до боли напоминающей эпизоды из «Луны». Большинство из нас оказались как бы на новой планете: и доверчивые олухи-аутсайдеры вроде Незнайки, и неудачливые эгоисты-бизнесмены вроде Пончика. Кого подкупают Скуперфильдовскими сосисками, кого гоняют по звону колокола от столовой к карусели, от карусели — к кинотеатру. А наши новоявленные хозяева жизни действуют точно по методу Спрутса и Жулио: «- У вас, голубчик, в этой комнате слишком много скопилось дряни… Однако убирать здесь не стоит. Мы попросту перейдем в другую комнату, а когда насвиним там, перейдем в третью, потом в четвертую, и так, пока не загадим весь дом, а там видно будет». Только вряд ли нас прилетит спасать пароход на крыльях невесомости. Подниматься над этим безобразием придется самим.