Самого же писателя чрезвычайно редко можно определить по какой-либо одной черте характера, ибо с помощью способности проникать и преображать он создает и формирует в самом себе несколько различных индивидуальностей, а иногда только намечая отдельные контуры некоторых существ, жизнью которых он, возможно, никогда и не жил, но жизнью которых ему предстоит жить.
При этом история литературы более наполнена биографиями бурными, насыщенными приключениями, борьбой с обстоятельствами и с самим собой, неоднократной сменой профессий и занятий, улыбками судьбы и ухмылками злой неудачи, нежели биографиями спокойных и довольных, удовлетворенных собой и миром, обремененных лишь сомнениями в ценности и значимости своего творчества.
Во многом причина этого обстоятельства скрывается в материальной необеспеченности людей, занимающихся литературным трудом. Следует согласиться, что литература практически никогда не позволяла писателю сибаритствовать, теша себя ничегонеделанием, и при этом существовать без каких-либо материальных проблем, и целиком при этом погружаться в творческие мечты, позволяя себе игнорировать многочисленные финансовые вопросы. Зачастую занятия литературным трудом вообще не приносили никакого дохода или, в лучшем случае, доход весьма незначительный.
История литературы практически не знает писателей, которые, не обладая реальным состоянием, создавали или приобретали его своей усердной литературной работой. К сожалению, до настоящего времени не существует какого-либо известного финансово-экономического анализа доходности литературного труда. Думается, что если когда-нибудь такой анализ и будет проведен, то в нем, безусловно, должны быть отражены подробности, характеризующие материальное благополучие писателей, указаны размеры их денежного вознаграждения за полет их творческой фантазии в зависимости от того, занимали ли они почетное место у ног владык или были завсегдатаями дешевых пивнушек. Однозначно, что в этом анализе должно найтись место и для описания того, как в разные временные периоды общество исполняло свои обязанности перед «инженерами человеческих душ».
При этом нельзя не согласиться, что в зависимости от своего места нахождения относительно власть имущих литераторы и были проводниками соответствующих идей и нравов, взглядов и обычаев, формируя при этом и общественное мнение в определенных кругах. С очень большим трудом и совсем не безоговорочно, постепенно усваивает общество в ходе своего поступательного развития безусловную истину, что искусство не может и не должно приносить прибыль и быть самодостаточным, а потому и литература нуждается и заслуживает поддержки общества во все времена.
В общественном понимании почему-то стало привычным, что приличной оплаты заслуживает только слава, которую принесло то или иное произведение его создателю, а не удовольствие, получаемое от его прочтения. При этом всегда власть предержащие проявляли заботу о том, чтобы грядущие поколения не смели забыть их и их славные дела, а для этого приближали к себе некоторых, успевших прославиться творцов, чтобы последние могли воспеть их деяния или, наоборот, своими вымышленными рассказами помогли забыть обществу о их не совсем благовидных поступках, переделывая при этом историю в интересах «заказчика».
Вместе с тем история знает и исключения. Так, Меценат, чье имя стало нарицательным, всегда оказывал помощь императору Августу, который с большим успехом пользовался услугами поэтов, прославлявших его величие, но при этом не желал оплачивать их труд по-императорски. История хранит память о нем, как о человеке, который оказывал покровительство и материальную поддержку скромным труженикам поэзии. Будучи богатым и знатным, он был не чужд и авторских стремлений, однако его природный такт и истинная любовь к искусству не позволили ему стать рядовым графоманом, а потому истинную поэзию он возвышал выше собственных попыток преуспеть в своей, оказывал помощь и поддержку поэтам, обладавшим настоящим даром слова, но обделенных материальным благополучием. При этом и он не был лишен тщеславия, и со своей стороны вправе был рассчитывать на похвалы себе со стороны им одаряемых. История последующего развития общества знает немало примеров явления, получившего в дальнейшем название «меценатства».
В последнее же время, к сожалению, все большее распространение получает явление, именуемое спонсорской помощью. Однако, как правило, помощь эта отнюдь не бескорыстна и направлена бывает, в конечной своей цели, на улучшение материального положения того же спонсора, которым движет зачастую не любовь к искусству, а желание прославиться и обогатиться самому через помощь, им оказываемую.
К сожалению, история полна литературными нищими, при этом одаренных большим талантом и интеллектом, но в силу ряда причин обреченных на постоянное нищенское существование, вынужденных разменивать свой талант на поденщину от литературы. При этом при жизни слава не слишком часто их баловала своей улыбкой, чаще презрительно кривляясь их упорным попыткам заработать на скромное существование путем лжи, унижений, а иногда, и лицемерия. И при этом, именно меценаты помогали истинным талантам обрести внутреннюю свободу, с помощью которой безусловный талант и рождал настоящие поэтические перлы.
Следует признать поэтому, что писатели всегда были и будут проводниками и представителями различных слоев человеческого общества, а, учитывая, что общество далеко не однородно по своему составу, то писатели вовсе не одинаково описывали и будут описывать в своих произведениях существующую действительность в разные периоды человеческого развития.